Table of Contents
Не важно, хотите вы записать свою речь для подкаста или чтобы в Скайпе хорошо слышали собеседники — моя инструкция по настройке микрофона подойдёт всем. Покажу, как записать звук, расскажу о порядке действий при обработке записи: нормализации громкости, компрессии звука и очистке от шума.
1 Предисловие
(Моё субъективное мнение)
В поисках новой информации я предпочитаю читать статьи и инструкции. Видео на YouTube смотрю крайне редко. Знаете, почему? Потому что для создания информативных видеоуроков нужно потратить много времени и сил, из-за чего сложно найти грамотно оформленные видеоинструкции. Все скринкасты (записи с экрана) можно поделить на несколько уровней качества:
- Категорически несмотрибельные. Рассказчик показывает свой Рабочий стол, затем открывает блокнот и… начинает печатать. Молча. Исправляя опечатки, автор нудно тыкает клавиши. А где звук, где живая речь? Закрываю такие видео сразу, ибо считаю пустой тратой времени смотреть, как кто-то набирает текст.
- Трудносмотрибельные. Использование наложенных титров — следующий шаг эволюции. Как вариант, запись рубится на куски и, словно в насмешку над традициями немого кино, между клипами вставляются надписи кислотных цветов шрифтом Comic Sans. С ошибками и опечатками, разумеется. Тошнотворная музыка — обязательный атрибут.
- Ну так себе/Хорошо. В эту категорию попадают видео с голосовыми комментариями, сделанные с разной степенью профессионализма. В зависимости от голоса и качества звука скринкаст может быть как посредственным, так и замечательным. Например, про мою видеоинструкцию о том, как восстановить удалённые данные с флешек можно сказать «сойдёт», потому что дикция у меня не очень, зато показал нужную информацию кратко и понятно.
- Шикарные видеоролики. Как правило, для таких роликов используется диктор с опытом. В создании участвуют, возможно, больше одного человека. Таких видео, к сожалению, на Ютубе мало. Обычно все торопятся быстрее рассказать и выложить в сеть свои творения без обработки.
Как сделать качественный скринкаст, расскажу как-нибудь потом, когда обзаведусь багажом опыта. Сейчас сосредоточусь на важной составляющей любого видео, способной жить отдельно и в подкастах — звуке.
На самом деле наши технологии не так развиты, как кажется на первый взгляд. Какие-то в начале своего жизненного пути, другим сто лет в обед и улучшений не предвидится. Аккумуляторы — пример застывшей технологии, из-за которой телефоны присасываются к розеткам несколько раз на дню.
Перспективы развития микрофонов получше. Принципы преобразования акустического сигнала в электрический были разработаны почти сто лет назад, с тех пор не претерпев существенных изменений.
- Конденсаторные микрофоны — 1916 год.
- Электретные (такие стоят в телефонных гарнитурах) — 1920-е годы.
- Динамические микрофоны с катушкой — 1931 год.
Но в последнее время появились перспективные разработки. В ближайшие пару десятков лет на рынке появятся сверхчувствительные конденсаторные микрофоны с мембраной на основе графена, но пока человечеству придётся работать с тем, что есть, выжимая из существующих технологий всё возможное.
Любые звуки, попадающие в уши, обрабатываются мозгом. Поэтому мы можем выделить голос в толпе и привыкаем к постоянному шуму. Это круто, но, к сожалению, повторить такой трюк с помощью техники затруднительно.
Если вы думаете, что запись не нужно обрабатывать, задумайтесь: вы что, никогда не записывали на лекции речь преподавателя, чтобы прослушать позже? Не вслушивались в невнятные фразы, пытаясь вспомнить, что именно лектор говорил перед доской? Кашу маслом не испортишь, любые записи можно улучшить с помощью звукового редактора.
2 Что нужно для записи звука
Чтобы оставить свой голос потомкам, нужны микрофон, компьютер и программа записи звука.
Можно записать звук на фотоаппарат, видеокамеру или телефон, но качество записи оставит желать лучшего. В фотоаппараты редко ставят качественные микрофоны, в видеокамерах тоже далеко не всегда, в телефонах сплошная лотерея.
Если хотите отдельное устройство для записи звука, берите (полу)профессиональный цифровой диктофон. Хотя бы такой:
Мой опыт говорит о том, что диктофонные записи звучат чище, чем с дешёвого микрофона, подключённого к домашнему ПК. Конечно, при условии, что в настройках устройства установлено максимальное качество. Записи, сделанные на компьютере, отличаются высоким уровнем шума. Этому есть две причины.
Первый из виновников — электромагнитное излучение, которое распространяют электронные компоненты работающего компьютера. Излучение отлично ловится звуковой картой и любыми усилителями звука, если таковые встроены в микрофон. В ноутбуках эффект проявляется сильнее, потому что их компоненты расположены плотнее, источники излучения ближе. Ещё хуже, когда микрофон беспроводной и дешёвый, обычно такие любят использовать для караоке — шума будет ещё больше. Это не повод носить шапочку из фольги и обниматься с кактусами, просто имейте в виду сей факт.
Второе — качество звуковых карт. Даже самый качественный микрофон бесполезен, когда состыкован с некачественной звуковой картой. Однодолларовые звуковые карточки с Алиэкспресса типичный тому пример. Даже не думайте записывать звук с этого:
Идеальным выбором для записи звука на компьютере — связка из качественных микрофона и внешней звуковой карты. К сожалению, хорошие звуковые карты стоят от 8 тысяч рублей и больше.
Либо можно взять микрофон, подключающийся к компьютеру через USB, там звуковая карта встроена. Отличный пример — микрофон Blue Yeti, любимый многими ютуберами.
Хотя, если хватает бюджета для такого микрофона, задумайтесь о покупке профессионального рекордера вроде Tascam DR-40 — его можно не только поставить на стол, но и взять с собой для записи, например, на природе. Тогда за те же деньги вы получите универсальный инструмент, работающий независимо от компьютера и места действия.
Все микрофоны, как я уже писал выше, делятся на несколько типов в зависимости от принципа работы. Наиболее распространённые:
- Динамические — популярный тип микрофонов. Не сильно чувствительные, но дешёвые. Типичный пример — микрофоны для караоке.
- Конденсаторные — не очень чувствительные, ловят звуки в ограниченном радиусе, звук субъективно «чистый». Кстати, при покупке микрофонов безымянных брендов на Aliexpress не ведитесь на слово «конденсаторный» в названии — как правило, это маркетинговая уловка. Внутри может оказаться электретный капсюль.
- Электретные — подвид конденсаторных. Благодаря компактности и дешевизне используются в гарнитурах и подавляющем большинстве недорогих микрофонов. Чувствительность хорошая, частотные характеристики тоже.
Ещё микрофоны отличаются направленностью на источник звука: круговая или «омни» (ловит звук со всех сторон), кардиодная (с одной стороны чувствительность выше), направленная и т.д. Какой нужен — решать вам. Я считаю, что «кардиоиды» достаточно в большинстве случаев, да и купить такие легче всего.
Подключаться микрофоны могут разными способами. Проще всего приобрести с 3,5 мм TRS, то есть самым обычным миниджеком, как у наушников:
Это самый распространённый способ подключения микрофона к домашнему компьютеру, но я предпочитаю микрофоны со встроенной звуковой картой, подключаемые через USB. У таких звук, как правило, чище потому, что на микрофон не придут помехи от компонентов ПК.
3 Что делать, если микрофон тихий
Мне часто жалуются на то, что записанный голос или любой другой звук звучат слишком тихо. При программном усилении звука проявляется слишком много шумов, от которых практически невозможно избавиться. Кто в этом виноват — микрофон или звуковая карта? Виноват покупатель, не разобравшийся в том, что у него имеется и какая звукозаписывающая аппаратура ему нужна.
Все микрофоны, за исключением динамических, требуют фантомное питание. Вопреки распространённому мнению, у всех звуковых карт оно есть, но разброс подаваемого напряжения широк. Я встречал от 2 до 5 вольт у тех, которые встроены в материнскую плату. Для компьютерных гарнитур это приемлемо, но профессиональным микрофонам нужно 48V. При отсутствии требуемого запись будет очень тихой и вам придётся покупать либо звуковую карту с соответствующими характеристиками, либо отдельный источник фантомного питания.
Повторю: требуемое напряжение фантомного питания может быть разным. Для одних микрофонов требуется 48 вольт, другие рассчитаны на 24 или даже 12 вольт. А некоторые микрофоны (обычно динамические) вообще работают от батарейки, им отдельное питание не нужно.
Другая проблема — звуковая карта не всегда может качественно усилить сигнал, примешивая шумы из-за помех и несовершенства схемы. Обычно этим грешат чипы от Realtek, встроенные в матплату. Тогда нужно покупать качественную карточку или подключать микрофон через предусилитель вроде такого:
Если у вас прямые руки, можете сами спаять усилитель микрофона на одном или двух транзисторах. Схемы легко гуглятся, электронные компоненты можно достать в любом приличном магазине радиодеталей. Либо купите 50-рублевую платку с микрофоном с усилителем на специализированной микросхеме MAX9812.
Несмотря на то, что платка позиционируется для работы с Arduino, на самом деле такую можно запитать от батарейки и подключить к линейному входу компьютера. Качество записываемого звука будет очень приличным.
Про ручную доработку микрофона, повышение чувствительности в 3-100 раз, я рассказал в статье «Почему микрофоны тихие и как их доработать».
4 Полезные дополнения к микрофону
К микрофону желательно купить или сделать самому парочку полезностей, улучшающих записываемый звук.
1. Поп-фильтр.
Во время записи воздух, выдыхаемый говорящим, создаёт неприятный взрывной звук. Конструкция элементарна: несколько слоёв нейлона, натянутых на рамку.
Важно, чтобы ни сам фильтр, ни его крепление не касались микрофона, потому что передача вибраций от фильтра сведёт его работу в ноль. Можете сами сделать поп-фильтр, натянув нейлоновые колготки на проволочное кольцо.
2. Защита от ветра.
Без защиты от ветра микрофоны бесполезны на открытом воздухе. Для ветрозащитных фильтров используют куски поролона или длинную шерсть.
Сгодится даже шерстяной носок! Например, известный видеоблогер Дмитрий Шамов натягивает обрезанный кусочек шерстяного носка на свою экшн-камеру, чтобы подписчики могли слушать записи, сделанные в ветреную погоду:
Стоимость изготовления подобных фильтров стремится к нулю, зато эффективность на высоте.
3. Эластичный подвес.
Подвес (shock mount) нужен для защиты микрофона от внешних вибраций. Типичный подвес выглядит устрашающе, не зря в народе его называют «пауком»:
Благодаря подвесу можно оградить микрофон от вибрации, которая исходит от компьютера и рук, если вы что-то двигаете по столу. Можете изготовить самостоятельно, если у вас есть резинки и металлическое кольцо.
5 Как подключить микрофон
В настольном компьютере минимум два микрофонных разъема: на передней панели со значком микрофона и на задней розового (оранжевого) цвета:
Важно: на настольных ПК подключайте только в задний разъём, звук будет чище из-за меньших помех.
В ноутбуках вместо отдельного входа под микрофон может быть комбинированный, как в телефонах. Чтобы проверить, содержит ли разъём вашего ноутбука микрофонный вход, подключите телефонную гарнитуру и попытайтесь записать звук. Ну или, если пока не знаете как и чем записать, посмотрите на индикатор звука в настройках Windows (об этом дальше). Если реагирует на звук — купите переходник. Гуглится в интернет-магазинах по запросу «3.5mm Stereo Audio Male to 2 Female Headset Mic Y Splitter Cable Adapter»:
Существуют и обратные переходники, подключающие телефонную гарнитуру к ПК.
6 Как проверить микрофон
Нажмите правой кнопкой мыши по значку регулировки громкости и выберите «Записывающие устройства»:
Если микрофон подключен, индикатор справа будет реагировать на звуки:
Индикатор не отреагирует, если микрофон:
а) неправильно подключён;
б) требует фантомного питания;
в) выключен в настройках (нажмите по строке и посмотрите, не активен ли пункт «Включить»);
г) выключен физически (на микрофоне может быть выключатель и отсек для батарей);
д) его громкость в настройках снижена до минимума (об этом дальше).
7 Как настроить микрофон
Чувствительно микрофона можно регулировать. В зависимости от модели звуковой карты, в настройках подключённого микрофона (правой кнопкой по строке с микрофоном — «Свойства») будет один или два регулятора:
- Первый ползунок под надписью «Микрофон» будет всегда. Это основной регулятор чувствительности микрофона.
- Настройка «Усиление микрофона» встречается отвечает за дополнительное усиление уже полученного звуковой картой звука. Иногда этого пункта может не быть, зависит от модели звуковой карты.
Советую ставить усиление (нижний ползунок) на 0.0 дБ и двигать только верхний. Таким образом шумы, если они есть при записи аудио, не будут лишний раз программно усиливаться.
Если при записи происходит перегрузка («зашкаливание» звука, когда громкие звуки превращаются в хрип), стоит снизить чувствительность микрофона. На практике дешёвые (до 2 тысяч рублей) микрофоны недостаточно чувствительны, чтобы вызвать перегрузку, поэтому можете спокойно ставить 100% чувствительности.
Кстати, в Скайпе есть удобная настройка авторегулировки громкости, которая будет «дёргать» этот ползунок сама.
Регулировка громкости — это хорошо. Ещё лучше, когда аудиокарта поддерживает наложение фильтров сразу при получении звука. Для записи это не очень полезно, потому что качество обработки оставляет желать лучшего, проще почистить звук потом. Для общения в реальном реальном времени наоборот, звуковые фильтры сослужат хорошую службу, убирая шум и подстраивая громкость. Фильтры смотрите на вкладке «Улучшения»:
Вкладка «Улучшения» будет доступна только в том случае, если микрофон подключён и звуковая карта поддерживает фильтры.
Типичные фильтры, доступные на большинстве современных звуковых карт:
- Удаление постоянной составляющей — помогает избавиться от «захлёбывающегося» звука. Упрощённо говоря, делает слишком громкие звуки тише, из-за чего их становится слышно вместо громыхающих помех. Можно включить, если ваша цель — общение по Интернету. Когда вы отдаляетесь или, наоборот, слишком близко к микрофону, удаление постоянной составляющей избавляет от звуковых помех. Для записи подкастов, начитки текста, когда от микрофона не убегаете, лучше выключить этот фильтр и просто настроить громкость записи.
- Подавление шума — при возникновении однообразного шума фильтр срезает его частоты. При общении по Скайпу можно включить, но для записи речи лучше выключить и почистить запись от шума позже, т.к. из-за фильтра подавления шума речь теряет частоты и звучит как из банки.
- Подавление эхо — теоретически должно помогать при эхе, когда звук из колонок улавливается микрофоном, снова воспроизводится колонками и так далее, пока зацикленный звук не превращается в визг. На практике работает из рук вон плохо, ухудшая запись и пропуская эхо. В общем, если собеседники жалуются на то, что слышат себя, включите фильтр — авось поможет. Или наденьте наушники, чтобы микрофон слышал только вас.
В зависимости от модели звуковой карты и установленного драйвера фильтры могут называться иначе, список может быть другим. Напишите в комментариях, если у вас есть какой-нибудь дополнительный фильтр аудио, оказавшийся полезным.
Два совета:
- Отключите прослушивание записи с микрофона: вкладка «Прослушать» в свойствах микрофона — снимите галку с «Прослушивать с данного устройства».
- Сделайте микрофон устройством по умолчанию: в окне «Звук» на вкладке «Запись» правой кнопкой мыши по микрофону — «Использовать по умолчанию», «Устройство связи по умолчанию». Если пункты серые — значит, микрофон уже используется как основное средство записи звука. Без этого программы не поймут, что использовать для записи в первую очередь.
8 Настройка микрофона для Скайпа
Для общения в Skype включите шумоподавление в настройках микрофона (см. выше список фильтров), выставьте ползунки на максимум и убедитесь, что в настройках Скайпа (меню «Инструменты» — «Настройки») выбран микрофон в качестве устройства общения:
Галка «Разрешить автоматическую настройку микрофона» позволяет Скайпу подстраивать чувствительность микрофона.
Это всё, что нужно для настройки этой программы общения.
9 Бесплатный редактор звука Audacity
Из всех бесплатных программ записи звука Audacity, пожалуй, самая функциональная. Есть куда расти, но функциональности предостаточно.
Скачать Audacity можно с официального сайта. Есть версии для Windows, MacOS и Linux. Рекомендую дополнительно скачать и установить кодек LAME MP3 для того, чтобы стало возможным сохранять записи в формате MP3.
Нужно ли знать что-то, чтобы работать в этой программе? Справку почитать нужно, хотя бы вот эту небольшую электронную книжку. В Интернете несколько руководств по Audacity, их легко найти. Повторять их здесь я не вижу смысла. Лучше покажу, как в Audacity записать звук, почистить от шума и нормализовать громкость. Это можно сделать без всяких руководств.
10 Импорт и экспорт звуковых дорожек
Audacity может работать сразу с несколькими звуковыми дорожками. Каждая дорожка может быть отдельным файлом. Поэтому в программе есть понятие проекта, т.е. совокупности всех звуковых файлов, размещённых на монтажном столе. Посмотрите на меню Файл:
Зеленым цветом я отметил пункты, отвечающие за работу с проектом. В процессе работы над записью вы должны сохранять проект командой «Сохранить проект». Открывается проект (мало ли, вдруг закрыли Audacity) с помощью пункта «Открыть».
Жёлтым цветом отмечены пункты импорта и экспорта звуковых файлов.
Чтобы отредактировать готовую запись (музыку, речь), нужно импортировать звуковой файл командой «Импортировать» — «Звуковой файл».
Чтобы сохранить результат вашей работы для воспроизведения в аудиоплеере или выкладывания в Интернет, нажмите «Экспорт аудио» и выберите формат MP3 с вот такими параметрами:
Без установленного кодека LAME MP3, ссылку на который я давал выше, в MP3 сохранить не получится. Тогда выбирайте Ogg Vorbis — это более эффективный формат сжатия звука, просто менее распространённый по сравнению с MP3. К сожалению, Ogg Vorbis мало где поддерживается, поэтому все-таки советую поставить кодек MP3. Сохранять в WAV не рекомендую — размер файлов будет громадный.
11 Запись звука в Audacity
Так как в настройках Windows вы уже установили микрофон как средство записи по умолчанию, Audacity знает, откуда брать звук. Можете сразу приступать к записи. Для этого запустите программу и нажмите кнопку начала записи на верхней панели:
Программа начнёт записывать звук. Для остановки есть кнопка «Стоп»:
Как только вы начнёте записывать, в главном окне программы появится первая дорожка со звуком. После остановки записи она сформируется полностью, можно выделять её участки и производить манипуляции. Например, накладывать эффекты или удалять отдельные слова. Звуковую дорожку можно сравнить с текстом: звук можно копировать, вырезать и вставлять.
Самих звуковых дорожек может быть несколько. Старые версии Audacity после каждого нажатия кнопки записи создавали новую дорожку, но теперь, очевидно, из-за жалоб пользователей, пишет в одну. Вы можете вернуть старое поведение через настройки: Правка — Параметры — Запись — Всегда записывать в новую дорожку. Тогда, когда нажмёте кнопку записи снова, запись продолжится в новой звуковой дорожке.
12 Нормализация громкости
После записи нужно привести звук в порядок. Излишнее громыхание, искажение отдельных тонов можно исправить эквалайзером, но сначала нужно привести громкость записи в порядок.
Неопытные дикторы после вдоха говорят громко, по мере опустошения легких приглушая голос. Записи мероприятий тоже не отличаются равномерностью, ведь источники звука передвигаются. Чтобы запись хотя бы минимально привести в порядок, в Audacity, как и любом нормальном звуковом редакторе, есть звуковые фильтры. Они находятся в меню «Эффекты», их можно применить как ко всей записи, так и отдельным участкам, смотря что выделите. Без выделения эффекты применяются ко всей звуковой дорожке.
Limiter
Бывают условия, при которых предложенный мной порядок фильтров для очистки и улучшения звука не подойдёт. Результатом станет хрипящее шумное нечто. Поэтому обязательно слушайте запись до и после применения каждого фильтра. В идеале вам нужно экспериментировать, меняя настройки, и сравнивать результаты.
Например, если полученная запись была тихой, сначала сделайте нормировку сигнала, подавите шум и только тогда обрабатывайте Limiter’ом и компрессией.
Фильтр Limiter («Ограничитель») подавляет резкий, громкий шум. Например, стук подставки микрофона о стол, если во время записи решили его передвинуть. Взрывные звуки видно невооруженным глазом:
Поэтому выделяйте всю запись, затем Эффекты — Limiter и ставьте такие настройки:
Тип Limiter нужно поставить в «Hard Limit». Это сильное, агрессивное подавление резких громких звуков. В других программах этот вид обработки может быть выделен в отдельный фильтр Hard Limiter.
Значение «Limit to (dB)» регулирует степень приглушения резких звуков. Так как видно, что звук был громче раза в три остальных звуков, можете спокойно ставить в -10 dB.
Результат:
Не забывайте нажимать Preview, чтобы слушать результат сразу после настройки параметров. Если голос на записи стал хрипеть, «Limit to» нужно повысить, ослабив таких образом действие фильтра.
Нормировка сигнала
Приводит в порядок общую громкость записи. Применяйте с настройкой нормализации амплитуды в -3 dB:
Такое значение позволит сделать запись громкой, но не на пределе допустимого:
Компрессия
В отличие от нормировки сигнала, которая повышает громкость всей записи в целом, компрессия динамического диапазона усиливает тихие звуки, делая звучание насыщенным. В Audacity это пункт меню Фильтр — Компрессор динамического диапазона:
Стандартные настройки компрессии звука подойдут в большинстве случаев. При желании можете подвигать ползунки и посмотреть, как меняется поясняющий график и как звучит запись. Обычно нужно регулировать первые два ползунка, реже — третий (соотношение). Кнопка Preview позволит прослушать отфильтрованную запись без закрытия окна настроек фильтра.
После работы фильтра компрессии тихие звуки усилятся, а громкие останутся без изменений… почти:
Как видите, громкий звук, подавленный ранее, снова усилился. Также появился шум в тихих местах записи, раньше звучащий на границе слышимости. От него избавимся попозже, сначала нужно убрать повторно появившиеся громкие звуки фильтром Limiter.
Снова Limiter
Теперь с более «мягкими» настройками:
Громкие звуки перестанут резать слух, общая «насыщенность» записи сохранится:
13 Как убрать фоновый шум
Под шумом я понимаю равномерный тихий звук, сопровождающий запись. Не шум ветра, периодически заглушающий все звуки, а равномерный фоновый звук. Чтобы его убрать, в Audacity встроен фильтр Подавление шума.
Найдите на записи место, где шум слышен отчётливо и нет посторонних звуков. Вам нужна хотя бы секундная пауза. В моём случае шум хорошо слышен в конце записи. Выделите его:
Подчеркну: нужен участок звука, где слышен только шум! Иначе вместе с шумом вы заглушите всё остальное.
После выделения кусочка записи с шумом идите в меню Фильтры — Подавление шума. В окне фильтра нажмите «Создать модель шума»:
Теперь фильтр знает частотные характеристики шума и может его удалить. Снимите выделение и снова запустите фильтр. Обратите внимание на раздел второго этапа:
Я не могу подсказать универсальных настроек, потому что их не существует. Всё зависит от записи. Стандартные помогают в большинстве случаев, но, возможно, вам придётся самим перебрать параметры, прослушивая результат.
За что отвечает каждая настройка фильтра-шумодава:
- Подавление шума (дБ) — степень удаления шума. Чем выше значение, тем сильнее снизится громкость шума. Если выставить большое значение, качество записи снизится, потому что срежутся частоты, которые нужно оставить. Оптимальное значение обычно находится между 10 и 20 дБ.
- Sensitivity (Чувствительность) — чем выше значение, тем больше чувствительность фильтра. При максимальном значении фильтр будет считать шумом даже то, что шумом точно не является.
- Frequency smoothing (bands) — сколько соседних частот будет задето при подавлении шума. Стандартное значение 3 — оптимально для 99,99% случаев.
- Переключатель Reduce/Residue отвечает за выбор — удалить шум или оставить только его.
Совет: если после работы фильтра шум исчез, но запись стала звучать «как из банки», не торопитесь исправлять запись эквалайзером. Лучше снизьте чувствительность фильтра со стандартных 6 до, например, 3. Если звук стал чище, звонче, но проявился шум — увеличьте значение подавление шума. Комбинируя степень подавления шума и чувствительность, можно удалить шум без существенного ухудшения записи.
14 Порядок применения фильтров и избавление от шума
При обработке звука обычно я применяю фильтры в том порядке, в котором перечислил выше. Судя по статьям в Интернете, я изобрёл велосипед и так делают все. Тем не менее, в официальной инструкции к шумодаву Audacity советуют сначала удалить шум и только потом делать компрессию звука. Как я уже говорил в начале статьи, порядок может меняться в зависимости от ситуации, нужно думать самостоятельно и работа с очисткой от помех — как раз такой случай.
От шума избавиться не всегда легко. После многих фильтров его громкость, как и всех остальных звуков, становится разной на протяжении записи. Там, где были взрывные звуки, он тоже уйдёт. Где был тихий шёпот, после нормализации ставший различимым — проявится с десятикратной силой. Увы, фильтр подавления шума наиболее эффективно работает только с помехами равномерной громкости. Пробуйте сначала привести громкость записи к приемлемому уровню с помощью фильтра «Усиления сигнала», затем убирать шум и только потом применять компрессию динамического диапазона и ограничитель.
15 Другие фильтры Audacity
Обработав звук так, как я написал выше, запись станет если не идеальной, то хотя бы нормальной громкости и без шума. Такую можно использовать для подкаста или как дорожку к видео. Можно достичь кристально чистой записи, но тогда статья разрастётся до объёма книги. Лучше перечислю полезные фильтры, работу которых можете изучить самостоятельно:
- Эквалайзер (Equalization) — как в аудиоплеерах, только функциональнее. Чтобы усилить голос, нужно поднимать средние частоты. Чтобы приглушить шум ветра, приглушите низкие частоты (в эквалайзере слева).
- Удаление щелчков (Click removal) — для удаления треска и щелчков. Пригодится при оцифровке старых кассет.
- Усиление сигнала (Amplify) повышает общую громкость записи на столько, на сколько укажете. Не так интеллектуально, как нормировка сигнала, может пригодиться для усиления очень тихих записей.
- Notch filter для Nyquist вырезает из записи определённую частоту. Например, свист. Чтобы определить частоту, нужно построить график спектра (см. меню Анализ) и посмотреть, есть ли на графике острые пики. Это и будет частота, которую нужно ввести в Notch-фильтре.
- DeEsser для Nyquist — фильтр устранения «тсыканья» в записанной речи. Плагин нестандартный, его можно найти на форуме Audacity. Запускается через Эффекты — Ввод команд Nyquist — Load — файл DeEsser.ny.
- DeClicker для Nyquist — фильтр для очистки треска, скачать можно по ссылке выше там же, где лежит DeEsser. В отличии от фильтра удаления щелчков может убрать сильный треск.
- Низы и верхи — регулировка тона записи. Лично мне пригождается для коррекции тона голоса, делая его отчётливей звучащим, когда исходное качество записи плохое (запись лекций с диктофона в шумном помещении).
Названия могут отличаться. Я заметил, что от версии к версии перевод на русский отличается. Например, «Компрессия» стала «Компрессией динамического диапазона».
16 Правильное добавление фоновой музыки
Совет полезен для скринкастов и подкастов. Речь под легкую фоновую музыку слушать легче, запись получает эмоциональный окрас. Поделюсь секретом, который сохранит громкость музыки на приемлемом уровне, но вместе с тем сохранит и разборчивость речи.
Сначала нужно импортировать музыку. Она появится в проекте как отдельная звуковая дорожка:
Нужно немного приглушить запись с помощью регулятора громкости (см. скриншот ниже). Нужно добиться громкости, при которой фоновая музыка не отвлекает. Если при этом голос «забивается» — ничего страшного. В большинстве случаев -12 дБ — оптимальное значение.
Затем нужно поднять эту дорожку над всеми командой переноса на самый верх монтажного стола:
Дорожка с фоновкой должна быть над дорожкой с речью. Теперь самое важное: в Audacity есть фильтр, который убавит громкость дорожки в те моменты, когда на нижней что-то звучит. Подобный фильтр применяют при озвучке фильмов и сериалов, заглушая оригинальные голоса персонажей. Фильтр называется Автоприглушение (Auto Duck). Выделите верхнюю дорожку с фоновой музыкой и примените фильтр автоприглушения с такими настройками:
По умолчанию фильтр задавливает дорожку аж на 12 децибел, что ощущается как резкое уменьшение громкости и только отвлекает. -4 дБ — оптимальный вариант для ненавязчивой тихой музыки. 0,2 секунды (по умолчанию 0,5) — время, за которое дорожка изменит свою громкость. После применения фильтра вы услышите и увидите, что часть звука приглушилась, причём только в тех местах, где произносились фразы:
Таким образом музыка будет звучать ясно, когда нужно — приглушаться, уступая место речи. Полезный трюк. Не понимаю, почему так мало людей его использует.
17 Плавное нарастание и затихание записи
Эффект полезно применять к фоновой музыке, чтобы не оглушить слушателя резкими звуками. Просто выделите первые 2-3 секунды звуковой дорожки и нажмите Эффекты — Плавное нарастание. Затем 5-10 секунд в конце звуковой дорожки — Эффекты — Плавное затухание.
Плавное нарастание звука в начале записи нужно делать не больше 3 секунд, причём желательно, чтобы речь начиналась после достижения максимальной громкости звука, чтобы слушатель привык к звукам. Нехорошо, когда музыка появляется после начала рассказа. Человек автоматически прислушивается: «А что это там у них зашумело?» и отвлекается. Это можно избежать, плавно вводя фоновку, затем включая речь.
В конце записи музыка может затухать очень плавно, хоть 10-15 секунд. Если музыка заканчивается раньше речи, то становится понятно, что подкаст подходит к концу и слушатель начинает «ловить» последние слова, что очень удобно для затравки темы следующей записи и создания чувства общей завершённости. Впрочем, можно просто закончить речь, а музыку приглушить позже, это тоже не возбраняется.
18 Послесловие
В этой статье я рассказал о базовых приёмах записи и обработки звука. Это тот набор, благодаря которой сможете назвать комнату с компьютером и микрофоном «домашней студией». Если что-то пропустил или вы знаете более эффективные приёмы — пишите в комментариях, добавлю.
Хорошая статья, узнал новенькое =)
Как я понял, на встроенных звуковых картах низкое напряжение, оттого громкость записи не высокая. В камерах выше? Не подскажите, для начинающего лучше звуковую карту или какой-нибудь усилитель приобрести?
Алишер, вы не совсем верно поняли. Дело не в напряжении, а в схемотехнике. Встроенные звуковые карты, как правило, состоят из чипа и минимальной обвязки, какой-либо фильтрации помех там нет либо она минимальна. Поэтому сигнал с микрофона такой зашумленный. В камерах не так много электромагнитных наводок, поэтому шума меньше. Громкость не при чём. Посоветовать конкретные модели не могу, так как через мои руки не так уж и много подобной техники проходит.
Спасибо за ответ =) На различных видео, микрофон на расстоянии 20-30см и громкость достаточно хорошая. У меня же и на 10см без усиления тихо… Есть усилители микрофона, что-то вроде микшеров, но стоят они прилично. Звуковые карты есть дешевле. Вот хотелось бы узнать, поможет ли и что лучше?
Алишер, вы точно читали мою статью? Потому что ответ есть в ней и в другом материале, ссылка на которую есть в тексте. Кратко: зависит от микрофона и модели звуковой карты, а также типа подключения. Я там написал всё, что знаю, мне добавить нечего (на данный момент).
Эту статью не видел, спасибо =) Извиняюсь, я не упомянул, что микрофоны одинаковые. Т.е. видео с таким же микрофоном как у меня, но с использованием камер, имеют хороший звук. По-крайней мере в записи, может там громкость. У меня к компьютеру и тихо. Спасибо еще раз, почитаю, подумаю…
Зря, кстати, не сказали модели микрофона и имеющейся звуковой карты. Вангую, что дело в отсутствии фантомного питания. Когда оно есть, неважно с каким напряжением, звук с микрофона гораздо громче.
Микрофон Boya BY-M1, там есть батарейка) А звуковая встроенная… В обзорах звук хороший и громкий, вот я и думаю, что не так?
Спасибо огромное за подробный, полезный и, главное, работающий гайд! Попробовала на своих записях, мне помогло. Благодарю вас!
Здравствуйте, подскажите что делать, записываю голос, громкость держу на -10 — -15 Дб, но когда надо что-то крикнуть микрофон уходит в перегрузку, стоит плагин компрессора от FabFilter. Пробовал поставить лимитер, перегрузок нет, звук выше 0Дб не уходит, но клиппинг слышится уже на -5Дб. Если делать входной Gain тише, то перегрузки и клиппинг пропадают, но и меня уже слышно очень тихо. Микрофон Shure PGA27, звуковуха steinberg ur22 mkii
Андрей, вам нужно либо подрегулировать компрессор, чтобы тихие звуки усиливались сильнее, либо поверх записи наложить какой-нибудь фильтр выравнивания громкости. И записывать в том режиме, когда «входной Gain тише».
Добрый день! Взял внешний аудиоинтерфейс roland, думал через него писать звук в OBS, увы, мой микрофон с ним даже не заработал через мини джек. Думаю попробовать купить с xlr. Вопрос, что делать если в устройствах записи windows отображает внешнюю звуковуху только как линейный вход…можно ли вообще её использовать как устройство записи по умолчанию?
Добрый день! Нельзя ли как-то задать Вам вопрос конфидециально? Например, в почте…. Ничего особенного, дело житейское, но я стесняюсь обнародовать свой вопрос…
Андрей, конечно. Но не обещаю оперативность с ответом.
Дмитрий Здравствуйте. Подскажите а такие настройки АВТОПРИГЛУШЕНИЯ будут оптимальными для озвучивания фильмов, или можно экспериментировать до бесконечности ?
Михаил, однозначно нужно экспериментировать. И то не уверен, что данная реализация фильтра подойдёт. Одно дело — приглушать временами фоновую музыку, звучание которой в принципе равномерное и даже без приглушения не сильно мешает, и другое — когда нужно приглушить параллельно звучащую речь, которая конкурирует на всех частотах с озвучкой. Не пробовал, но предполагаю, что оригинальная дорожка будет «прорываться» в перерывах между словами перевода, даже если он будет на 100% синхронный.
Лучше и профессиональнее ничего не встречала!
У ВАС талант!!!
СПАСИБО!
Здравствуйте. А есть вопрос про Hard limit который идет первым шагом.
-10 можно выставлять даже при любых уровнях, ну например если запись получилось хорошей и громкость доходит где то до -1 дб. Или можно брать значения в hard limit по меньше чтобы не сжимать весь звук сильно который получился достаточно нормальным при записи в плане громкости ?
Михаил, всё очень индивидуально и разнится даже в пределах одной записи. То, что я привёл, это так, выведенные эмпирическим путём значения.
Добрый день. Подскажите как убрать звонкую «С»? Какие нужны настройки в D-essere. Или там другой плагин какой нужен? Настройки по умолчанию вообще ничего не меняют. Всё остальное сделал по вашей статье. Всё получилось хорошо! Спасибо!
Юрий, не смогу подсказать. Не уверен, что DeEsser умеет приглушать «звонкие» звуки, а ничего другого предложить не могу.
Добрый вечер! Благодарю за Ваш труд.
Прекрасная статья! Поверил, что моё бубнение можно будет превратить в хороший подкаст. Спасибо от души!
Доброго дня Вам! Статья очень грамотная и полезная! Спасибо Вам огромное за труд! Помогите пожалуйста советом: Нужно записать видеролики, информативныe. Сделала связку: Shure55 через разьём XlR с аудиокартой внешней LEXICON ALPHA, через USB с компьютером. Видео через камеру Logitech 9000. Но звук после записи ОЧЕНЬ тихий! Регулятор Line 2mik — на полной. Попробовала писать через прогу аудиоредактора,но как потом связать с видео потоком? Как мне поступить грамотно? Можно ли обойтись этим оборудованием или нужно другое? Очень буду благодарна за развёрнутый ответ!
Diana, допустим, что с оборудованием и настройками всё в порядке, звук точно пишется с отдельного микрофона, не с микрофона камеры и в панели управления звуком всё на максимуме. Тогда я вижу несколько способов решить задачу в зависимости от того, что вам нужно.
1. Для прямой трансляции на каком-либо сервисе или для сохранения в видеофайл можно связать потоки с микрофона и камеры с помощью OBS Studio, там точно можно повысить громкость. При желании можно скорректировать звучание эквалайзером и другими фильтрами. Либо воспользоваться какой-то другой программой, обзор нескольких у меня на сайте: Программы для записи, трансляции игр и создания видеоуроков. К сожалению, не помню, в каких из них есть подходящий фильтр звука, поэтому упомянул OBS Studio. Ещё в Camtasia Studio можно, но она платная.
2. Если ваша программа записи вас устраивает, можно отредактировать и/или заменить звук в видео в каком-либо видеоредакторе. Каком — понятия не имею, потому то пользовательский опыт у всех разный. Я бы воспользовался бесплатной Vidiot для этих целей, но она имеет весьма аскетичный интерфейс. Adobe Premiere или Vegas — дорого и как-то излишне.
С другой стороны, у вас такая система выстроена, а звук тихий. Это не нормальный результат от такого оборудования и решать её программно… Ну это костыль костылём! Вам стоит списаться с техподдержками компаний Shure и Lexicon. Авось подскажут.
Дмитрий, спасибо за труд!
Вопрос такой: возможно ли и если да, то как проще всего сделать захват звука в OBS Studio из Audacity? И сразу возникает второй вопрос: возможно ли наложить фильтры в Audacity заранее, перед записью? Или только обрабатывать записанную дорожку? Стоит задача сделать качественный обработанный звук и объединить его с видео для записи и прямой трансляции через OBS.
Спасибо за ответ!
Алексей, такое невозможно организовать хотя бы потому, что Audacity — редактор звука, а не фильтр обработки с виртуальной аудиокартой. Для обработки звука с микрофона есть другие решения. У nVidia, например, есть фильтр, работающий на мощностях современных видеокарт.