Оперативная память: разрушаем мифы

Существует целый ряд программ, по сути своей шарлатанских. Все они обещают чудодейственный прирост скорости компьютера благодаря освобождению места в оперативной памяти компьютера. Чтобы понять, почему это бесполезно и даже вредно, для начала надо разобраться – что такое вообще оперативная память?
 

1. Что такое оперативная память и зачем она нужна?

Совет
Оперативная память (или RAMRandom Access Memory, или ОЗУОперативное Запоминающее Устройство) – энергозависимая память, используемая для временного хранения команд и данных, необходимых для вычислений, которые делает процессор (или процессоры) компьютера. Более точно и подробно об этом рассказано в Википедии, а я сосредоточусь на собственно проблеме свободного места в оперативной памяти.

Примечание: я рассказываю максимально упрощенно, опуская множество терминов и особенностей, оставляя только самую суть, требуемую в контексте моей заметки.

RAM нужна процессору для быстрого доступа к данным, что жесткий диск никак обеспечить не может. Поэтому программа при запуске загружается в оперативную память – только так компьютер может делать вычисления, гоняя данные к процессору из оперативной памяти и обратно.

В Windows запущенные программы физически могут располагаться не только «в платах оперативной памяти», но и на жестком диске в файле pagefile.sys. Этот файл называется «файлом подкачки» или «свопом» (от англ. swap).

Идея такова: если программа занимает много памяти, ее часть выгружается на жесткий диск в файл подкачки, освобождая «жизненное пространство» для других программ, а в случае надобности данные загружаются обратно в оперативную память.

Проблема заключается в том, что разница в скорости между оперативной памяти и жестким диском огромна. Наглядно это можно продемонстрировать так:

Сравнение скорости оперативной памяти и жесткого диска

Чтобы в файл подкачки сбрасывались только ненужные данные, в Windows работает Менеджер памяти. Работает вполне успешно, благодаря чему на компьютере с 512 Мб ОЗУ можно запускать программы, занимающие более гигабайта памяти. Типичный пример – современные версии Adobe Photoshop, 3DS Max и многие другие программы для сложных вычислений. Конечно, при таком малом количестве оперативной памяти программы будут сильно тормозить, однако работать в них худо-бедно, но возможно.

2. Что же делают оптимизаторы памяти?

Проведу аналогию с лекарствами для снятия симптомов – они не лечат причину, только облегчают симптомы. Если человек болеет гриппом, избавление от насморка не вылечит его. Если компьютер тормозит и свободной памяти мало – он тормозит не из-за занятой памяти, но из-за чересчур ресурсоемкой программы или, например, перегрева.

Все оптимизаторы обязательно показывают размер свободного места в оперативной памяти. Причем зачастую с красными буквами и предупреждениями о том, что это негативно сказывается на скорости компьютера. Что, вообще-то, неправда. Если программе нужна вся оперативная память – значит, это требуется для дела (расчетов) и работать быстро она будет только в том случае, если ей дадут места столько, сколько попросит.

Типичный пример программ, требующих большие объемы ОЗУ – игры. Если игре требуется 2 гигабайта оперативной памяти – с этим ничего поделать нельзя. Без требуемого объема RAM играть будет проблематично из-за низкой частоты кадров – игра будет тормозить из-за того, что часть данных будет располагаться на медленном файле подкачки. Оптимизаторы оперативной памяти создают такой же негативный эффект – после освобождения памяти программам выделяется памяти меньше, чем им того требуется, из-за чего опять-таки начинаются «тормоза».

Замечание №1: Я не утверждаю, что частота кадров в играх напрямую зависит от объема оперативной памяти. Установив больше оперативной памяти в компьютер, удастся повысить производительность только в тех программах, где действительно важен объем ОЗУ без оглядки на другие более важные параметры: частота процессора, характеристики видеокарты, частота оперативной памяти, скорость жесткого диска и т.д.

Замечание №2: С программами случаются ошибки под общим названием «утечка памяти», когда программа беспричинно «разрастается» и занимает всю память без надобности, но в таком случае надо требовать от разработчиков этой программы исправления ошибки, а не освобождать память оптимизаторами.

Как работают оптимизаторы памяти

Программы оптимизации памяти (названия у них могут быть разные – SuperRAM, FreeMemory, Memory Management SuperProMegaEdition и т.п.) могут освобождать память несколькими способами, но все они завязаны на принципе обмана Менеджера памяти Windows:

  1. Программа вызывает специальную функцию EmptyWorkingSet(), которая заставляет все программы как можно больше выгрузить «себя» в файл подкачки.
  2. Программа начинает бесконтрольно разрастаться в памяти, сообщая Менеджеру памяти Windows о том, что ей это нужно для дела (я говорю метафорами, но вообще-то дело обстоит именно так), в результате чего Менеджер памяти выбрасывает как можно больше программ на жесткий диск в файл подкачки.

Итог всегда один: программы начинают тормозить, зато циферка свободного места в оперативной памяти зеленого цвета и программа оптимизации памяти говорит, что все хорошо. В итоге пользователь радуется, открывает окно со свой любимой программой и... ждет. Потому что его любимая программа начинает сильно тормозить. Так будет до тех пор, пока программа не вернет «себя» в оперативную память из файла подкачки. В итоге оперативная память снова заполняется, индикатор свободного места снова сообщает о занятости памяти, пользователь злится, запускает очистку памяти и все происходит по второму (третьему, пятому, десятому) кругу.

Совет
Обратного эффекта – чтобы программа заняла всю оперативную память якобы для быстрой работы – добиться не удастся. Слово «якобы» я употребил потому, что в идеальном случае (когда памяти достаточно) программы берут столько памяти, сколько им нужно и мешать этому процессу нельзя. Вмешаетесь в процесс – получите тормоза, вызванные частым обращением к файлу подкачки.

Еще один печальный момент: оптимизаторы памяти не могут выгрузить из оперативной памяти ненужные программы. Их «ненужность» определяем мы сами, в компьютере все устроено иначе. В файл подкачки выгружаются все программы без разбора.

Вывод №1: освобождение оперативной памяти оптимизаторами идет только во вред и снижает производительность.

Вывод №2: нельзя судить о скорости работы программы по тому, сколько места она занимает в оперативной памяти.

Вывод №3: если программа занимает много места в оперативной памяти, значит – она оперирует большими объемами данных. Помочь ей «думать» быстрее можно только увеличив объем оперативной памяти, т.е. поставив в компьютер побольше плат ОЗУ. Но это не поможет, если остальные характеристики ПК не соответствуют требованиям.

Чтобы не быть голословным, вот ссылка на аналогичные выводы с объяснением работы Менеджера памяти Windows: сюда.

3. Как надо оптимизировать память?

Самый очевидный способ повысить производительность компьютера – закрыть ненужные программы. Второй – установить побольше планок (плат) оперативной памяти, чтобы программы «чувствовали себя более вольготно» и работали пошустрее. Других способов ускорения компьютера, непосредственно связанных с оперативной памятью, нет.

Еще раз повторюсь: оптимизаторы памяти – бред с целью заработать деньги на доверчивых пользователях. Такой же глупостью является и подстройка «скрытых настроек памяти» в Windows, так как там все уже настроено наиболее оптимально после тестирования на большом количестве компьютеров. Специфичные моменты бывают, но к домашним компьютерам это не относится.

4. О свободной оперативной памяти в Windows Vista, 7, 8, 10

На форумах я часто вижу возмущенные крики (цитирую): «Поставил Windows 7 (8, 10), посмотрел Диспетчер задач, а там говорится, что занято полтора гигабайта или вся оперативная память! Windows 7 (8, 10) жрет очень много памяти!»

На самом деле все обстоит совсем не так и причин возмущаться нет. Совсем наоборот: в современных операционных системах свободная память отводится под кэш. Это происходит преимущественно благодаря функции SuperFetch. Благодаря кэшу программы запускаются быстрее, так как вместо обращения к жесткому диску данные загружаются из оперативной памяти (см. картинку выше, разница в скорости работы жесткого диска и ОЗУ написана жирным шрифтом). Если какой-то программе понадобиться больше оперативной памяти – кэш моментально сократит свой размер, уступив ей место. Подробнее об этом написано на Хабрахабре.

Совет
Выводы:
  1. Память очищать не нужно, потому что каждый байт объема используется максимально эффективно.
  2. Забудьте про оптимизаторы памяти – они не оптимизируют ничего, мешая работе кеша и прочим функциям Windows.
  3. Если занято много оперативной памяти сразу после включения компьютера – это абсолютно нормально и не является причиной медленной работы программ. Конечно, если автозагрузка забита десятком-другим программ, которые и занимают эту самую память, заодно нагружая процессор и эксплуатируя жесткий диск, тормозить будет обязательно. С такими программами нужно бороться, удаляя их или убирая из автозагрузки, а не очищать память оптимизаторами.

Также существует миф, что при использовании Windows Vista, 7, 8 и 10, кэш мешает программам. Якобы «когда программе нужно больше оперативной памяти, оказывается, что она забита кэшем, возникают тормоза». На самом деле это неправда. Кэш улетучивается мгновенно и программе сразу становится доступен нужный объем оперативной памяти.

5. Изменение размера файла подкачки, его перемещение или отключение

Тоже довольно распространенные, в некотором роде вредные, советы. Об этом есть хорошая статья на Хабрахабре. Я лишь приведу наиболее важные выводы той статьи, добавив свои, из личного опыта:

  1. Изменять размер файла подкачки нет особого смысла. Теоретически, в идеале надо выставить размер файла подкачки не больше того, который требуется запущенным программам, но проблема в том, что даже если вы используете одни и те же программы одних и тех же версий день ото дня,  ситуации бывают разные (вы можете запустить в браузере одну вкладку, а можете сотню, каждую с открытой игрой на Flash) и требования к доступной памяти будут разные – предполагаемый «идеальный» размер файла подкачки будет меняться от минуте к минуте. Поэтому смысла изменять размер файла подкачки нет, так как «идеальный размер» файла подкачки меняется постоянно. Проще оставить тот размер, который определила система, и не морочить себе голову.
  2. Если отключить файл подкачки на системном разделе (при этом файл подкачки может использоваться на других разделах), не будет работать дамп памяти при ошибках BSOD. Поэтому, если система будет показывать «синий экран смерти», для выявления причины сбоя придется сначала включить файл подкачки на системном разделе, затем ждать повторения сбоя. Есть только одна ситуация, когда целесообразно отключать файл подкачки на системном диске (лишаться возможности диагностики) и включать на другом – если в компьютере установлено два и более физических жестких диска. Перемещение файла подкачки на другой физический диск может снизить количество подтормаживаний из-за распределения нагрузки на диски.
  3. Отключение файла  подкачки (полное, т.е. на всех дисках) вызовет проблемы и вылеты ресурсоёмких программ. Вы не поверите, но даже сейчас, когда в домашнем ПК установлено в среднем 16 Гб RAM, встречаются программы, которым требуется больше. Лично я сталкивался с проблемами при рендеринге сложных сцен с помощью V-Ray и при работе в программе GIMP – эти программы довольно прожорливы по части доступной памяти и закрываются при её нехватке.
    Примечание: очевидно, что программы обычно не пишут данные в файл подкачки сами, за них это делает ОС (но бывают исключения). Как бы то ни было, отключенный файл подкачки нельзя рассматривать как часть нормального режима работы компьютера.
  4. Перемещение файла подкачки на RAM-диск (очень быстрый виртуальный диск, находящийся в оперативной памяти) нецелесообразно.
    Во-первых, (это самое главное) при включении компьютера RAM-диск может инициализироваться позже того момента, когда системе понадобится файл подкачки, может случиться что угодно – от BSOD до спонтанных подтормаживаний системы (столкнулся с перечисленным, когда проверял эту идею).
    Во-вторых, размер такого файла подкачки будет небольшой – память-то не резиновая. Возникает выбор – либо нехватка ОЗУ при большом файле подкачки в памяти, либо глюки программ при нехватке места в маленьком файле подкачки. Золотой середины нет, т.к. компьютер может выполнять совершенно разные задачи.
    Исключение, когда можно создать большой файл подкачки на RAM-диске – если у вас 16 Гб ОЗУ и больше. Однако при таком объеме ОЗУ файл подкачки почти не используется, пропадает смысл держать его в оперативной памяти.

6. Очистка файла подкачки

В файле подкачки pagefile.sys может храниться разнообразная информация конфиденциального характера – например, картинки из недавно открытых в браузере страниц. Это нормальный процесс, обусловленный особенностями работы программ в Windows. При желании можно включить очистку файла подкачки при выключении компьютера. Однако производительности этот твик никоим образом не прибавит, наоборот – серьезно замедлит выключение и перезагрузку компьютера.

Если вы не работаете с конфиденциальными данными, лучше не включать очистку pagefile.sys.

7. Доступность более 4 Гб оперативной памяти в Windows

Интернет буквально завален рассуждениями пользователей о том, почему в битной Windows доступно 3,5 Гб оперативно памяти вместо, например, установленных 4 Гб. Было придумано множество теорий, мифов, легенд. Например, считают, что это ограничение, сделанное Microsoft, которое можно снять. На самом деле это отчасти правда – принудительное ограничение действительно есть. Только снять его нельзя. Это обусловлено тем, что в 32-разрядных системах драйвера и программы могут нестабильно работать при использовании системой больше четырех гигабайт оперативной памяти. Для 64-битных Windows драйвера тщательнее тестируют, вышеупомянутого ограничения там нет.

Совет
В 32-битной Windows доступно только 4 Гб оперативной памяти, в 64-битной такого ограничения нет и доступно гораздо больше оперативной памяти – до 192 Гб.

Но не все так просто. Windows 7 Начальная (Starter) (и ее аналог у Vista) не видит больше 2 Гб оперативной памяти. Это тоже ограничение, только не по причине нестабильно работающего софта. Дело в том, что Windows 7 Начальная распространяется исключительно на маломощных нетбуках, по факту практически бесплатно, поэтому необходимо было дистанцировать ее от более дорогих изданий: Домашней базовой, Домашней Расширенной, Максимальной и т.д. Часть ограничений Windows 7 Starter можно снять, но только не ограничение на два гигабайта оперативной памяти.

Что касается остальных 32-битных изданий Windows XP, Vista, 7 и Windows 8/10: на практике пользователю доступно еще меньше - 3,5 Гб. Все дело в том, что драйвера тоже имеют свои адреса, которые лишают программы Windows доступа к части памяти в 512 мегабайт. Существует патч, позволяющий «задвинуть» такие адреса за пределы четырех гигабайт, чтобы система стала использовать все 4 Гб оперативной памяти, но это практически не имеет смысла:

  • Как я писал выше, драйвера и программы не смогут корректно работать после такого патча, так что система может начать зависать, выдавать ошибки, т.е. вести себя непредсказуемо.
  • Даже если в компьютере будет установлено плат оперативки на 8, 16, 32 Гб или больше – это никак не поможет их задействовать в 32-битном режиме операционной системы.

Какой смысл от доступности дополнительных 512 Мб оперативной памяти, если система станет нестабильной? Вот наглядный пример. Все равно придется ставить 64-битную Windows.

То, что видно 4 Гб оперативной памяти, не значит, что ее можно эффективно использовать. Проблема в том, что 32-битная Windows не может грамотно выделить процессу (программе) более 2 Гб физической оперативной памяти. Об этом многие забывают – и зря. Неважно, сколько оперативной памяти в компьютере, если программе нельзя дать больше 2 Гб ОЗУ. Пример: если пользователь работает в 32-битной Windows с Photoshop на компьютере с 4 Гб оперативной памяти – Фотошоп сможет задействовать всего лишь два гигабайта максимум, остальные данные скинет в файл подкачки и начнет тормозить. С играми то же самое.

На самом деле, только в 64-битной операционной системе программы могут задействовать весь потенциал оперативной памяти объемом больше двух гигабайт. И то не все, а только рассчитанные на использование больше 2 Гб ОЗУ. Ситуацию опять-таки можно исправить с помощью соответствующих патчей в 32-битной Windows, но это работает далеко не со всеми программами. Повторюсь: только 64-битная Windows и 64-битные программы, запущенные в ней – единственный выход задействовать весь потенциал большого объема ОЗУ.

Между тем, с серверными версиями Windows ситуация иная: там доступны гораздо большие объемы оперативной памяти даже в 32-битных версиях ОС. Почему так происходит, рассказано в статье Преодолевая границы Windows: физическая память от Марка Руссиновича.

Также есть моя заметка Какую выбрать систему — 32 бит или 64? в статье про установку Windows 7 для новичков.

8. Мифы: 64-битная Windows 7/8/10 потребляет много памяти, ей нужно 4 Гб оперативной памяти, и вообще она прожорливый монстр

Как говорится, «у страха глаза велики». На самом деле разница между Windows обеих разрядностей не так существенна, как кажется. Например, 64-битная Windows 7 может работать даже на компьютере с 256 Мб ОЗУ, хотя тормозить будет нещадно (как и 32-битная версия):

Windows 7 на компьютере с 256 Мб оперативной памяти
Windows 7 на компьютере с 256 Мб оперативной памяти.

Чтобы показать разницу в требованиях к оперативной памяти 32-битной и 64-битной Windows, я установил Windows 7 обеих разрядностей:

Потребление памяти Windows 7 x86 и x64
Потребление памяти Windows 7 обеих разрядностей

Обе Windows были установлены  в одинаковые виртуальные машины с 2 Гб ОЗУ в каждой. Из программ установлены только VMWare Tools (использовалась пробная версия виртуальной машины VMWare). В 32-битной Windows 7 было выделено 606 Мб, в 64-битной – 766Выделенная память – это вообще вся занятая программами и системой виртуальная память (в ОЗУ и файле подкачки). Занятой оперативной памяти будет меньше, в зависимости от запущенных программ.

У вас на свежеустановленной системе могут быть несколько другие значения, потому что системы могут быть разных изданий, с разными драйверами и т.п. Но итог вседа будет один:

Совет
64-битная Windows 7 (и 8) занимает всего лишь на примерно 150 Мб больше оперативной памяти, чем 32-битная версия.

Если обратиться к официальной странице с системными требованиями Windows 7  и Windows 8, то можно увидеть, что для 32-битной Windows 7/8 требуется компьютер с 1 Гб оперативной памяти, а для 64-битной – 2 Гб минимум. Действительно, если использовать 64-битную Windows 7/8 на компьютере с 1 Гб ОЗУ, свободной памяти останется мало, что снизит производительность компьютера из-за явной нехватки оперативной памяти. В масштабах 2 гигабайт потеря 0,15 части гигабайта уже будет малозаметна, зато начнут проявляться преимущества 64-битной системы и 64-битных программ.

Совет
Вывод: на компьютере с ОЗУ меньшим, чем 2 Гб, выгоднее устанавливать 32-битную Windows 7/8. На компьютере с количеством оперативной памяти больше 2 Гб (или равном) вполне можно устанавливать 64-битную Windows 7/8.

О преимуществах 64-битной версии Windows 7/8/10 рассказано выше, так что рекомендую поскорее переходить на нее.

9. Увеличение оперативной памяти с помощью ReadyBoost

Здесь уже Microsoft сама внесла путаницу во времена выхода Висты, рассказывая на своем официальном сайте о том, что с помощью ReadyBoost можно решить проблему с нехваткой оперативной памяти по принципу «вставил флешку и расширил объем ОЗУ». На самом деле это не так. При работающей технологии ReadyBoost на флешке создается специальный файл, куда копируются наиболее часто используемые файлы. Благодаря этому некоторые программы запускаются быстрее, что частично устраняет проблему «подвисаний» компьютера, но, к сожалению, не повышает производительность системы в целом и тем более не увеличивает объем оперативной памяти. ReadyBoost позволяет частично решить проблемы, связанные с чтением медленного жесткого диска, и только.

Подробнее об ReadyBoost можно почитать здесь.

10. Подводим итоги

  • Оптимизаторами оперативной памяти пользоваться нельзя.
  • Трогать настройки памяти – тоже, даже если в программе есть множество подсказок, дающих ощущение контроля над ситуацией.
  • Свободная оперативная память в Windows Vista/7/8/10 используется во благо, лучше не трогать этот функционал – все хорошо работает, улучшить практически ничего нельзя.
  • Если у вас тормозит компьютер, то это скорее всего не из-за занятой памяти (она занята полезным кешем), а из-за перегрева, либо большого количества запущенных программ или одной программы, которая все «забирает» себе.

68 комментариев

  1. Виталий

    Здравствуйте, у меня есть любимая игра. Она процессор грузит немного, а вот физической загружает 80–90%. Но игра стабильно играется (бывают местами фризы, но я видел они и на топовых компах бывают в этой игре). Что вреднее забитый процессор или физическая память? Это чему-то вредит или нет? Можно при таких процентах спокойно играть сейчас? Просто добавить память смогу только через полгода.

    Ответить

    1. Виталий

      В смысле «мнительность»? Я спросил конкретный вопрос. Игра использует 80% физической памяти. Если играть часто, то что может накрытся? Или всё нормально? Если вы не знаете ответа, то ничего страшного. Я где-то еще спрошу. Я всё равно где-то еще почитаю. Причем тут «мнительность»?)) Я просто беспокоюсь о своём компьютере. По-моему это нормально)).

      Ответить

      1. Виталий, извините, если задел за живое. Мой ответ был в позитивном ключе, не в негативном. Мол, всё совершенно нормально. Такой ответ вас устроит?
        Теперь о том, почему подобное беспокойство не имеет смысла. Вы путаете мягкое с тёплым. Оперативная память в основном состоит из набора ячеек памяти. В процессе работы эти ячейки обновляют свой заряд 800000000 раз в секунду или чаще. Если игра заняла 80% физической памяти, это не значит, что 80% этих ячеек как-то иначе работают. Они просто работают, меняя свой заряд в зависимости от того, какие данные хранятся. То есть все эти проценты на физическом уровне никак не видны. Задумываться о том, сколько ОЗУ занимает игра, стоит лишь тогда, когда новая игра начинает тормозить, занимая всю оперативную память – значит, ей нужно больше.
        Игры, как и любые программы с высокой интенсивностью вычислений, влияют на ПК только одним способом – повышается энергопотребление и, соответственно, температура компонентов ПК. Но это не значит, что нужно об этом беспокоиться, выводя какие-нибудь индикаторы температуры на видное место. Можно периодически проверять компьютер на перегрев, только-то и всего. Если с кулерами все нормально, не жужжат, программы не зависают и не вылетают, не появляется синий экран смерти – значит, можно просто пользоваться компьютером, играть в любимые игры и просто наслаждаться жизнью.
        И да, вам действительно стоит почитать какую-нибудь литературу о том, как работает компьютер, чтобы не связывать принципиально разные понятия и перестать беспокоиться. Советую книгу «Архитектура компьютера» Эндрю Таненбаума, ISBN 978–5-496–00337-7. Очень интересно рассказана история появления вычислительных машин, плавно переходя к устройству современных ПК.

        Ответить

  2. Милаил

    Здравствуйте. У меня в компе. оперативки 8гб. занято бывает около 4гб. тем не менее программа потребляющая 1гб оперативки очень долго запускается. в диспечере задач отображается. что программа застряла на 500мб и дальше не двигается. или двинется минут через 10–15. подскажите пожалуйста в чем проблемма. нигде не нашел ответ. Спасибо

    Ответить

      1. Милаил

        Программа 32битная. на других компьютерах даже с меньшей мощностью работает исправно. дело не в ней, даже браузер опера опера тормозит. реагирует через несколько минут после нажатия. при этом сам комп не зависает и новые программы исправно открывает.

        Ответить

  3. Дмитрий

    Здравствуйте, Дмитрий. У меня вот какая проблема. Купил недавно тёще ноутбук Lenovo с 2Гб оперативки и 2-х ядерным процессором скоротать время зимними вечерами в «Одноклассниках», установил win7x64 (пиратка),подключил интернет (оптика со скор-ю до 100Мб/с). Ноут, при входе в интернет, начинает зависать, скорость просто никакая, обратился к провайдеру по поводу скорости, приехал молодой человек, посмотрел на ноутбук, посмотрел характеристики и посоветовал поменять на более мощную модель, хотя бы с 4Гб оперативки иначе так и будет подвисать. Я забрал ноутбук к себе на предмет поискать кое-какие драйвера, и надо же ноутбук не тормозит, работает вполне себе прилично, запускал одновременно несколько вкладок и смотрел видео онлайн на ютубе, а дома у меня ADSL до 6Мб/с. Понаблюдал вечер, пошарил в интернете, на следующий день понес обратно тёще, включаю, пытаюсь зайти в интернет опять та же картина, ноут начинает тормозить. Браузер IE 11, сторонних программ установлены 2 (CCleaner и медиагет). В чем же все-таки дело, может действительно памяти мало или что. Извините за обилие текста, короче не смог сформулировать, заранее спасибо за ответ.

    Ответить

    1. Здравствуйте. Мне так и не понятно: тормозит загрузка страниц из Интернета или программы на ноутбуке?
      Если Интернет, то обращайтесь к провайдеру. Иначе:
      1. Windows, надеюсь, со всеми последними обновлениями (см. Панель управления – Центр обновления Windows)?
      2. Какой установлен антивирус?
      3. Не пробовали удалить Mediaget? Это нежелательный софт.
      4. Тормозит ли с другими браузерами?
      5. Запустите Диспетчер задач (Ctrl+Shift+Esc) – вкладка Подробности – отсортируйте таблицу по ЦП и смотрите, какой процент забирает какой процесс (крайняя левая строчка). Для удобства можете разместить на экране одновременно окна браузера и Диспетчера задач, поработав так хотя бы десять минут. После этого сообщите мне, нажав «Ответить» под этим комментарием, какие процессы забирают больше 30% ЦП.

      Ответить

      1. Дмитрий

        Здравствуйте. Тормозит именно загрузка из интернета. Антивирус KIS2012. Обязательно попробую понаблюдать какой процесс забирает больше памяти и удалить медиагет. Браузеры пробовал Гугл Хром и Яндекс браузер, в гугле работает даже быстрее, хотя памяти он забирает очень и очень. Я тоже все-таки склоняюсь к тому, что проблема со скоростью у провайдера. Опросил всех знакомых, которые в той или иной степени понимают в компьютерах, все подтвердили, что дело не в «оперативке», хотя конечно желательно по-больше. Спасибо, Дмитрий за ответ и за совет.

        Ответить

          1. Дмитрий

            Здравствуйте, Дмитрий. Спасибо Вам За быстрые ответы. Проблема всё-таки оказалась со стороны провайдера, они контакты что-ли не обжали толком при подключении где-то в щите, в общем все заработало (вот как-будто сразу нельзя было все проверить, а не сваливать на ноут. 3 ночи из-за этих коз.....в не спал).

            Ответить

  4. STIV

    Это обусловлено тем, что в 32-разрядных системах драйвера и программы могут нестабильно работать при использовании системой больше четырех гигабайт оперативной памяти. Для 64-битных Windows драйвера тщательнее тестируют, вышеупомянутого ограничения там нет.

    Мдя....ну и ахаинея. Автор не компетентный. Пишет псевдонаучный бред. Человек понятия не имеет о природе лимита в 4GB для 32-битных систем, но начитался таких же глупых заметок и вкладывает этот бред в неокрепшые умы.

    Ответить

    1. Специально для вас цитирую ту самую «глупую заметку», которую прочитал, прежде чем написать свою:

      К моменту разработки пакета обновления 2 (SP2) для ОС Windows XP появление клиентских систем с объемом памяти свыше 4 ГБ уже прогнозировалось, что заставило разработчиков приступить к интенсивному тестированию Windows XP на подобных системах. Кроме того, в пакете обновления 2 (SP2) для ОС Windows XP была реализована поддержка расширений физических адресов (PAE) по умолчанию для устройств, поддерживающих технологию No Execute, что, во-первых, необходимо для предотвращения исполнения данных (DEP), а во-вторых, обеспечивает возможность поддержки памяти в объеме более 4 ГБ.
      В ходе тестирования выяснилось, что многие системы аварийно завершают работу, зависают и отказываются загружаться. Происходит это из-за того, что некоторые драйверы устройств, в особенности аудио- и видеоустройств, которые, в основном, встречаются в клиентских системах, а не в серверах, запрограммированы на работу с физическими адресами в пределах 4 ГБ. Эти драйверы, оказываются, обрубают адреса свыше 4 ГБ, что приводит к повреждению содержимого памяти со всеми вытекающими последствиями. В серверных же системах, которые, как правило, оснащаются менее специфичными устройствами с относительно простыми и надежными драйверами, подобные проблемы обнаружены не были. Выявленные недостатки экосистемы драйверов заставили применительно к клиентским версиям ОС отказаться от работы с памятью в объеме свыше 4 ГБ, несмотря на то, что теоретически её адресация возможна.

      Автор – Марк Руссинович. Он работает в Microsoft и имеет степень бакалавра и доктора в области вычислительной техники в университете Карнеги-Меллона. Полагаю, это авторитетный источник, в отличии от комментаторов, не приводящих аргументированное обоснование своей точки зрения и не знающих простого правила «жи-ши».
      Конечно, есть другие причины, которые и озвучены в приведённой статье, но:
      1) Ни на какую «научность» я не претендую, чтобы перечислять все причины ограничения доступной памяти в 32-битных ОС.
      2) Моя заметка относится к клиентским версиям Windows.

      Ответить

  5. Андрей

    А как объяснить, что при занятой 5 Гб, зарезервированной 5 Гб и свободной 5 Гб, система упорно использует подкачку 2 Гб и напрягает меня? Если альттабнуться с игры (AW) на фаер, то очень заметно, что он из подкачки выползает. З.Ы. Подкачка по выбору системы, винт SSD.
    Заранее всех благодарю, кто сможет.

    Ответить

    1. А вы уверены, что игра занимает максимум 5 Гб оперативной памяти? Запустите Монитор ресурсов (Панель управления – Администрирование – Системный монитор – Монитор ресурсов) и вместо переключения на фаер (кстати, что это?) переключитесь на Монитор и посмотрите график использования физической памяти на вкладке Память. Скорее всего там будут пики почти до 100%. Или запустите Process Explorer (это продвинутый Диспетчер задач), поиграйте, переключитесь на PE, нажмите два раза по процессу игры, чтобы открылись подробности. На вкладке Perfomance будет значение Peak Working Set – упрощённо говоря, это максимальное замеченное потребление оперативной памяти, скорее всего там будет больше 5 Гб. Или большое значение будет у этого самого фаера – если программа вдруг начнет потреблять много ОЗУ, да ещё и работая в фоне, её часть может отправиться в файл подкачки.
      P.S. Я рекомендую смотреть показания Монитора ресурсов, а не в Диспетчере задач, потому что в Мониторе данные более точные. Например, там видно, сколько зарезервировано памяти под нужды драйверов.

      Ответить

    2. Андрей

      Фаер – Firefox. При указанной ситуации монитор показывает: 5 – занято, 5 – ожидание, 6 – свободно, игра занимает 1,3 Гб (2Гб – пик) в озу и 1,3 в подкачке, FF – 1 Гб в озу. Вот такая ерунда. Это FF, наверно, выделывается. Вопрос теперь как запретить программе выгружаться в подкачку?

      Ответить

  6. Александр

    Это все очень хорошо, вот только Windows 10 64 x зверь, жрущий тонны мегабайт. Вы очень хорошо пишите, что не за чем ничего трогать, компьютер сам продуктивно использует память. А память оперативная удерживается Windows’ом меньше, чем на гигабайт. А вот мой пример обратного. Захотелось мне поиграть на своем нестареньком ноутбуке с видеокартой на 950m и оперативной памятью на 6 гб. Как вы сказали, много «невидимого» удержания памяти не будет, 700 мб примерно? Итого должно быть свободно 5 гб оперативки. Запустил ГТА, фризило по страшному. Оказалась оперативка на пределе. При 2300 мб, которып, по диспетчеру задачь, использует игра. Ну да, плюс 500 мб наберется с других программ, которые выключать опасно (стандартные), в итоге откругляем общую нагрузку на 3 гб. Работает и подкачка, а оперативная память загружена на 100%. Стал рыскать по интернету и компьютеру. Наткнулся на кеширование, которое удерживало много памяти. Затем заметил, что не виновато кеширование, оно падает до 100 мб при включенном ГТА. Вопрос: где 2 гига? Если Windows 10 не монстр, сжирающий память? При обычном режиме, без запущенных игр, память загружена на 37–40% где-то 2,2 гига, хотя в диспетчере насчитал около 200 мегабайт. Гта без фризов и на 4 гб идет, пусть с низкими настройками, но дело не в видеокарте, а в оперативке, и ее, видимо, обладателям 4 гб хватает. Я, сколько голову ни ломал, не могу понять, куда деваются 2 гб. Хотя в системе прописано свободно 5,8. То есть он все видит, и жрет память по-тихому на процессы, которые мне вообще не нужны. Есть вариант добавить оперативки, но стоймость с установкой мастера кусается, да и не нужно мне 8–10 гб оперативки. И плюс наверняка чертов Windows сожрет еще больше тогда. Проблема есть, как решить – не знаю. Буду благодарен за ответ.

    Ответить

    1. У меня к вам два наводящих вопроса:
      1. Что такое, по-вашему, «невидимое» удержание памяти? Если занятой ОЗУ больше, чем суммарный объём занятыми программой, значит, часть используется драйверами. Например, видеокартой, если у неё своей ОЗУ нет (и не только). Также могут быть утечки памяти, вызванные некорректной работой драйверов. Как их искать, написано здесь.
      2. Почему вы считаете, что дело в оперативной памяти и Windows 10? Обрабатывает данные не оперативная память, а процессор и видеокарта. Вдруг вы в игре выставили всё на максимум, да ещё и в высоком разрешении, она будет тормозить. GeForce 950m – не совсем игровая видеокарта, да и время берёт своё.

      Ответить

      1. Александр

        ГТА держут прекрасно и другие карты, пониже. С любыми настройками она идет одинаково. На игры с меньшей требовательностью к оперативке с максимальными играется. Да и ноутбук игровой. А тормоза как раз когда оперативная память пересекает 95%. Это очевидно и заметно.

        Виртуальная оперативная память, это имею ввиду.

        «Невидимое» удержание памяти, то, которое не отображается в диспетчере.

        К счастью, мне хватило ума и времени покорпеть над возможными проблемами, антивирусами и прочими предложениями по оптимизации, но проблема в оперативке. 2 гб вникуда, не знаю, что может столько удерживать. Если их удерживают драйвера и Windows, то о том и речь, я этого не вижу и памяти остается куда меньше. Кстати, отключение виртуальной оперативки не дает запустить игру вообще. Видимо, не справляется отведенная оперативка.
        С утечкой я еще не разбирался, да и попросту говоря не сталкивался. Почитаю, спасибо.

        Ответить

        1. Александр

          Я уже писал, что они не отображатся в диспетчере. И в windows kit для поиска утечки тоже. Все те же процессы. Видимо windows и дравера. И это многовато. Кстати, переустановка системы тоже ничем не помогла.

          Ответить

          1. Вас не затруднит сделать скриншоты первой вкладки утилиты RAMMap перед запуском и во время игры, когда начнутся тормоза? Напрямую к комментам их прикрепить не получится, но можете загрузить на любой фотохостинг/Вконтакте и дать ссылку.

            Ответить

              1. Никакой оптимизатор памяти не запущен? Потому что странно, что во время работы игры значение Unused аж два с половиной гигабайта, в то время как при не запущенной 520 Мб. Как будто какая-то программа кидает в swap игру. Я не утверждаю, что во время игры должна быть занята вся ОЗУ, просто в целом система странно себя ведёт. Например, нагрузка диска процессом System. Погуглите «system грузит диск» и выполните рекомендации, которые найдёте. Возможно, тормоза исчезнут.

                Ответить

              2. Александр

                Нет, никаких оптимизаторов. Загрузка со стима, без настроек карты. Настройки в игре показывал, Карта не перегружена.
                То есть проблема все-таки есть, и если избавиться от этой нагрузки, все будет нормально? А что Unused делать?
                Я не отрицаю, что такое может происходить и с другими играми, но на них незаметно, они не тормозят, так как не превышают проценты оперативной памяти...

                Спасибо большое, хочется разобраться с этой проблемой.

                Пошлю в благодарность деньги, в интернете ничего толком не находил.

                Ответить

              3. Александр

                Перевел. ☺

                Да уж, по запросу ничего. Только бред, типа «почистите диспетчер задач, отключите программу, отвечающую за кеширование. Если игра не видит память, 2 гб памяти, то игра должна летать при исправлении.

                Я уже успокоил Windows Defender, он диск на 20 минут после загрузки компьютера нагружал. Но что в системе может сидеть, что еще и оперативку нпгпужает и в чем блок на заветные для игры гигабайты, я не знаю. Если бы у меня игра в пике своем нагружала оперативку только на 80%, фризов бы не было. Более чем уверен, что это не вина игры, а вина поведения Windows 10, который любит подкидывать ошибки и проблемы.

                Ответить

              4. Большое спасибо за донат! Как нельзя кстати, хостинг оплачу.
                Сейчас запустил GTA V, как ни странно, в RAMMap то же самое. Похоже, я неверно интерпретировал показания. С ними всё нормально, у меня так же.
                Попытался добиться большого размера процесса, но максимум, что удалось выжать, нарезая круги по Лос-Сантосу – 1,7 Гб занятой ОЗУ процессом GTA5.exe. Возможно, слишком мало играл, поэтому до 2,2 Гб, как у вас, она не дотянула. Итак, возможные причины тормозов:
                1. Все-таки какой-то оптимизатор запущен. Может быть, в составе какой-то безобидной утилиты вроде конфигуратора игровой мыши. Он срабатывает при заполненной оперативной памяти и игра начинается «свопиться».
                2. Какая-то программа внедряется во все процессы и создаёт утечку памяти. Например, антивирус или даже оверлей Стима (кстати, его можно выключить).
                3. У вас повреждён кабель, идущий к жёсткому диску или сам жёсткий диск. На это косвенно указывает нагрузка диска процессом System. Но так как у вас ноутбук и кабеля там нет, только разъём, маловероятное событие.
                4. Почему-то текстуры начинают сбрасываться не в оперативную память видеокарты, а в ОЗУ. В Windows 7/8/10 такой сценарий случается. Проверить это можно, выставив все графические настройки игры на минимум и поиграв столько, сколько нужно для появления тормозов.
                5. Перегрев. Тоже может быть, раз тормоза начинаются после некоторого времени игры. Как проверить.
                6. Мешает какая-то другая программа. Проверить можно, отключив в автозагрузке всё, даже утилиты для ноутбука Acer. Также отключите службы SuperFetch, ReadyBoost.
                7. Сбрасывается профиль электропитания на экономный. Панель управления – Электропитания – Поставьте профиль «Высокая производительность» – закройте окно. Если начнутся тормоза, откройте это окно снова и посмотрите выставленный профиль.

                Ответить

              5. Александр

                Не за что. За дельный совет на просторах интернета при возможности недурно платить.

                С энергией все хорошо. Всегда на производительность.

                Перегрева нет на ощупь. Тормоза начинаются тогда, когда перегружается оперативка. В принципе, если одключить подкачку виртуальной оперативки, ГТА даже не грузится. Просто основные тормоза начинаются на машине, так как процент подскакивает на пару критических единиц.

                В Windows 10 действительно много лишнего. Кое-что отключал, попробую отключить Superfetch и слежку, говорят, она гигабайт памяти жрет.

                При любых настройках одно и то же. Если текстуры перебрасываются, то даже не знаю в связи с чем.

                Вроде ничего не повреждено.

                1,2 пункты... Могут быть много программ, опять же невидимых. Но вынужден заметить, что я играл в Path of Exile, еще несколько обновляющихся игр, с Windows Defender было невозможно. Иногда игры вылетали, но оперативки хватало, на времч проблемы исчезали при отключении назойливых стандартных ппограмм Windows. Так что это необязательно такое взаимодействие с ГТА, а вообще система шалит.

                У меня до 3 гб даже дотягивала, буквально за несколько минут. Очень это не нравится.

                И есть ли смысл перейти на Windows 8.1, чтобы этих гадостей не было

                Ответить

              6. Попробуйте в Диспетчере задач выключить все пункты автозагрузки и поиграйте. Вдруг поможет. Да, оттуда не весь софт стартует, но большая часть.
                Когда ноутбук слегка тёплый на ощупь, это не значит, что он не перегревается. Если термопаста потеряет свои свойства и тепло перестанет отводиться, или радиатор сильно забьётся пылью, не факт, что это тепло будет сильно греть поверхность ноутбука. Нужно программно замерить температуру во время игры, тогда будет ясно – перегревается или нет.
                Если ноутбук поставлялся с Windows 8.1, вполне возможно, что производитель не выпустил для десятки нормальных драйверов. Такое редко, но бывает. Нужно внимательно посмотреть раздел драйверов на официальной страничке ноутбука на сайте Acer. Если списки софта и драйверов для восьмерки и десятки сильно отличаются по количеству (для десятки меньше софта), причина может быть в том, что сейчас на десятке не установлен нормальный видеодрайвер, или драйвер для чипсета, или ещё что-нибудь, что обеспечивает нормальную работу софта и игр. Т.е. производитель выпустил минимальный набор софта и драйверов, лишь бы ноутбук работал.

                Ответить

              7. Александр

                Нет, у меня Windows 10 изначально, но просто с Windows 8.1 на прошлом компьютере не возникало такого.

                Даже если он греется, то скорее из-за перегрузки системой.

                Делал. Все автозагрузки отключены.

                Спасибо за помощь и поддержку.

                Ответить

  7. Александр

    Уже делал. Отключал.

    Если он и перенагревается, то, скорее, из-за перегруза системы.

    Нет-нет, у меня сборка Windows 10. Просто в плане таких ошибок и глюков Windows 8.1 стабильнее вроде.

    Спасибо за помощь и поддержку.

    Ответить

  8. vasek

    Маленькое замечание или примечание.
    -Windows делит адресное пространство на две части: user mode память для приложений и kernel mode память для системы. х64 приложения получат 8 – 128GB, для x32 это лишь 2GB.
    Но у приложений есть такой флаг как IMAGE_FILE_LARGE_ADDRESS_AWARE. x64 приложения по-умолчанию имеют его, а вот x32 могут иметь его или нет. Запуск такого x32 даст ему до 3 GB памяти (реально ~2.8 GB), а на x64 все 4 GB. Такой флаг можно установить самому как и чем можно найти в интернете.

    Ответить

  9. vasek

    ReadyBoost не все так гладко как написано.
    При работающей технологии ReadyBoost на флешке создается специальный файл, куда скидывается часть файла подкачки и наиболее частоиспользуемые файлы.
    На счет файла подкачки вы уверенны? На счет увеличение оперативной не помню такого упоминания со времен Vista, а вот для увеличения производительности на слабых ПК такое упоминание было. Вы даете ссылку ReadyBoost можно почитать там-то, но лучше бы написали в Windows есть приложение счетчики производительности в которых можно посмотреть про ReadyBoost/swap файл выбрав нужные счетчики.

    Ответить

    1. Благодарю за упоминание свапа и ReadyBoost, исправил статью. Не помню, из какого источника это взял, но сейчас не могу найти. Скорее всего что-то неправильно понял, поэтому удалил упоминание файла подкачки.
      По поводу ссылок и предложений проверить самому с помощью счётчиков производительности: кому-то проще почитать чужие тесты, а кто-то хочет перепроверить сам. Полагаю, любознательные читатели прочтут ваши комментарии и тоже останутся довольны.

      Ответить

      1. vasek

        Там не о чем, про запуск и так понятно, что послед. скорость чтения HDD будет выше чтения чем с flash памяти (ReadyBoost не поможет), но если данные на HDD разбросаны по разным секторам/дорожкам, то чтение будет с flash памяти тут ReadyBoost. Запись сквозная на винт и на flash одновременно => важно только чтении. Как раз все это и видно будет по счетчикам процент попадания в ReadyBoost, т.е. его эффективность.

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *