Существует целый ряд программ, по сути своей шарлатанских. Все они обещают чудодейственный прирост скорости компьютера благодаря освобождению места в оперативной памяти компьютера. Чтобы понять, почему это бесполезно и даже вредно, для начала надо разобраться — что такое вообще оперативная память?
Что такое оперативная память и зачем она нужна?
Оперативная память (или RAM — Random Access Memory, или ОЗУ — Оперативное Запоминающее Устройство) — энергозависимая память, используемая для временного хранения команд и данных, необходимых для вычислений, которые делает процессор (или процессоры) компьютера. Более точно и подробно об этом рассказано в Википедии, а я сосредоточусь на собственно проблеме свободного места в оперативной памяти.
[ig_notice style=»notice»]Примечание: я рассказываю максимально упрощенно, опуская множество терминов и особенностей, оставляя только самую суть, требуемую в контексте моей заметки.[/ig_notice]
RAM нужна процессору для быстрого доступа к данным, что жесткий диск никак обеспечить не может. Поэтому программа при запуске загружается в оперативную память — только так компьютер может делать вычисления, гоняя данные к процессору из оперативной памяти и обратно.
В Windows запущенные программы физически могут располагаться не только «в платах оперативной памяти», но и на жестком диске в файле pagefile.sys. Этот файл называется «файлом подкачки» или «свопом» (от англ. swap).
Идея такова: если программа занимает много памяти, ее часть выгружается на жесткий диск в файл подкачки, освобождая «жизненное пространство» для других программ, а в случае надобности данные загружаются обратно в оперативную память.
Проблема заключается в том, что разница в скорости между оперативной памяти и жестким диском огромна. Наглядно это можно продемонстрировать так:
Чтобы в файл подкачки сбрасывались только ненужные данные, в Windows работает Менеджер памяти. Работает вполне успешно, благодаря чему на компьютере с 512 Мб ОЗУ можно запускать программы, занимающие более гигабайта памяти. Типичный пример — современные версии Adobe Photoshop, 3DS Max и многие другие программы для сложных вычислений. Конечно, при таком малом количестве оперативной памяти программы будут сильно тормозить, однако работать в них худо-бедно, но возможно.
Что же делают оптимизаторы памяти?
Проведу аналогию с лекарствами для снятия симптомов — они не лечат причину, только облегчают симптомы. Если человек болеет гриппом, избавление от насморка не вылечит его. Если компьютер тормозит и свободной памяти мало — он тормозит не из-за занятой памяти, но из-за чересчур ресурсоемкой программы или, например, перегрева.
Все оптимизаторы обязательно показывают размер свободного места в оперативной памяти. Причем зачастую с красными буквами и предупреждениями о том, что это негативно сказывается на скорости компьютера. Что, вообще-то, неправда. Если программе нужна вся оперативная память — значит, это требуется для дела (расчетов) и работать быстро она будет только в том случае, если ей дадут места столько, сколько попросит.
Типичный пример программ, требующих большие объемы ОЗУ — игры. Если игре требуется 2 гигабайта оперативной памяти — с этим ничего поделать нельзя. Без требуемого объема RAM играть будет проблематично из-за низкой частоты кадров — игра будет тормозить из-за того, что часть данных будет располагаться на медленном файле подкачки. Оптимизаторы оперативной памяти создают такой же негативный эффект — после освобождения памяти программам выделяется памяти меньше, чем им того требуется, из-за чего опять-таки начинаются «тормоза».
Замечание №1: Я не утверждаю, что частота кадров в играх напрямую зависит от объема оперативной памяти. Установив больше оперативной памяти в компьютер, удастся повысить производительность только в тех программах, где действительно важен объем ОЗУ без оглядки на другие более важные параметры: частота процессора, характеристики видеокарты, частота оперативной памяти, скорость жесткого диска и т.д.
Замечание №2: С программами случаются ошибки под общим названием «утечка памяти«, когда программа беспричинно «разрастается» и занимает всю память без надобности, но в таком случае надо требовать от разработчиков этой программы исправления ошибки, а не освобождать память оптимизаторами.
Как работают оптимизаторы памяти
Программы оптимизации памяти (названия у них могут быть разные — SuperRAM, FreeMemory, Memory Management SuperProMegaEdition и т.п.) могут освобождать память несколькими способами, но все они завязаны на принципе обмана Менеджера памяти Windows:
- Программа вызывает специальную функцию EmptyWorkingSet(), которая заставляет все программы как можно больше выгрузить «себя» в файл подкачки.
- Программа начинает бесконтрольно разрастаться в памяти, сообщая Менеджеру памяти Windows о том, что ей это нужно для дела (я говорю метафорами, но вообще-то дело обстоит именно так), в результате чего Менеджер памяти выбрасывает как можно больше программ на жесткий диск в файл подкачки.
Итог всегда один: программы начинают тормозить, зато циферка свободного места в оперативной памяти зеленого цвета и программа оптимизации памяти говорит, что все хорошо. В итоге пользователь радуется, открывает окно со свой любимой программой и… ждет. Потому что его любимая программа начинает сильно тормозить. Так будет до тех пор, пока программа не вернет «себя» в оперативную память из файла подкачки. В итоге оперативная память снова заполняется, индикатор свободного места снова сообщает о занятости памяти, пользователь злится, запускает очистку памяти и все происходит по второму (третьему, пятому, десятому) кругу.
Обратного эффекта — чтобы программа заняла всю оперативную память якобы для быстрой работы — добиться не удастся. Слово «якобы» я употребил потому, что в идеальном случае (когда памяти достаточно) программы берут столько памяти, сколько им нужно и мешать этому процессу нельзя. Вмешаетесь в процесс — получите тормоза, вызванные частым обращением к файлу подкачки.
Еще один печальный момент: оптимизаторы памяти не могут выгрузить из оперативной памяти ненужные программы. Их «ненужность» определяем мы сами, в компьютере все устроено иначе. В файл подкачки выгружаются все программы без разбора.
Вывод №1: освобождение оперативной памяти оптимизаторами идет только во вред и снижает производительность.
Вывод №2: нельзя судить о скорости работы программы по тому, сколько места она занимает в оперативной памяти.
Вывод №3: если программа занимает много места в оперативной памяти, значит — она оперирует большими объемами данных. Помочь ей «думать» быстрее можно только увеличив объем оперативной памяти, т.е. поставив в компьютер побольше плат ОЗУ. Но это не поможет, если остальные характеристики ПК не соответствуют требованиям.
Чтобы не быть голословным, вот ссылка на аналогичные выводы с объяснением работы Менеджера памяти Windows: Сказки про «полезные» оптимизаторы памяти. Пожалуйста, ознакомьтесь со статьёй, прежде чем писать комментарии в духе «Аа, вы всё врети, оптимизаторы помогают!».
Как надо оптимизировать память?
Самый очевидный способ повысить производительность компьютера, который может сделать каждый вот прямо сейчас — закрыть ненужные программы.
Второй, требующий денежных вложений — установить побольше планок (плат) оперативной памяти, чтобы программы «чувствовали себя более вольготно» и работали шустрее. Других способов ускорения компьютера, непосредственно связанных с оперативной памятью, нет.
Еще раз повторюсь: оптимизаторы памяти — бред с целью заработать деньги на доверчивых пользователях. Такой же глупостью является и подстройка «скрытых настроек памяти» в Windows, так как там все уже настроено наиболее оптимально после тестирования на большом количестве компьютеров. Специфичные моменты бывают, но к домашним компьютерам это не относится.
О свободной оперативной памяти в Windows Vista, 7, 8, 10
На форумах я часто вижу возмущенные крики (цитирую): «Поставил Windows 7 (8, 10), посмотрел Диспетчер задач, а там говорится, что занято полтора гигабайта или вся оперативная память! Windows 7 (8, 10) жрет очень много памяти!»
На самом деле все обстоит совсем не так и причин возмущаться нет. Совсем наоборот: в современных операционных системах свободная память отводится под кэш. Это происходит преимущественно благодаря функции SuperFetch. Благодаря кэшу программы запускаются быстрее, так как вместо обращения к жесткому диску данные загружаются из оперативной памяти (см. картинку выше, разница в скорости работы жесткого диска и ОЗУ написана жирным шрифтом). Если какой-то программе понадобиться больше оперативной памяти — кэш моментально сократит свой размер, уступив ей место. Подробнее об этом написано на Хабрахабре.
Выводы:
- Память очищать не нужно, потому что каждый байт объема используется максимально эффективно.
- Забудьте про оптимизаторы памяти — они не оптимизируют ничего, мешая работе кеша и прочим функциям Windows.
- Если занято много оперативной памяти сразу после включения компьютера — это абсолютно нормально и не является причиной медленной работы программ. Конечно, если автозагрузка забита десятком-другим программ, которые и занимают эту самую память, заодно нагружая процессор и эксплуатируя жесткий диск, тормозить будет обязательно. С такими программами нужно бороться, удаляя их или убирая из автозагрузки, а не очищать память оптимизаторами.
Также существует миф, что при использовании Windows Vista, 7, 8 и 10, кэш мешает программам. Якобы «когда программе нужно больше оперативной памяти, оказывается, что она забита кэшем, возникают тормоза». На самом деле это неправда. Кэш улетучивается мгновенно и программе сразу становится доступен нужный объем оперативной памяти.
Изменение размера файла подкачки, его перемещение или отключение
Тоже довольно распространенные, в некотором роде вредные, советы. Об этом есть хорошая статья на Хабре: Файл подкачки Windows. Приведу наиболее важные выводы той статьи с добавлениями из личного опыта:
- Изменять размер файла подкачки нет смысла. Теоретически, в идеале надо выставить размер файла подкачки не больше того, который требуется запущенному софту. Проблема в том, что даже если вы используете одни и те же программы одних и тех же версий день ото дня, ситуации случаются разные (вы можете запустить в браузере одну вкладку, а можете сотню, каждую с открытой игрой на Flash) и требования к доступной памяти получатся разные — предполагаемый «идеальный» размер файла подкачки будет меняться от минуте к минуте. Поэтому смысла изменять размер файла подкачки нет, так как «идеальный размер» файла подкачки меняется постоянно. Проще оставить тот размер, который определила система, и не морочить себе голову.
- Если отключить файл подкачки на системном разделе (при этом файл подкачки может использоваться на других разделах), не будет работать дамп памяти при ошибках BSOD. Поэтому, если система будет показывать «синий экран смерти», для выявления причины сбоя придется сначала включить файл подкачки на системном разделе, затем ждать повторения сбоя. Есть только одна ситуация, когда целесообразно отключать файл подкачки на системном диске (лишаясь возможности диагностики) и включать на другом — если в компьютере установлено два и более физических жестких диска. Перемещение файла подкачки на другой физический диск может снизить количество подтормаживаний из-за распределения нагрузки на диски.
- Отключение файла подкачки (полное, т.е. на всех дисках) вызовет проблемы и вылеты ресурсоёмких программ. Вы не поверите, но даже сейчас, когда в домашнем ПК установлено в среднем 16 Гб RAM, встречаются программы, которым требуется больше. Лично я сталкивался с проблемами при рендеринге сложных сцен с помощью V-Ray и при работе в программе GIMP — эти программы довольно прожорливы по части доступной памяти и закрываются при её нехватке.
Примечание: очевидно, что программы обычно не пишут данные в файл подкачки сами, за них это делает ОС (но бывают исключения). Как бы то ни было, отключенный файл подкачки нельзя рассматривать как часть нормального режима работы компьютера. - Перемещение файла подкачки на RAM-диск (очень быстрый виртуальный диск, находящийся в оперативной памяти) нецелесообразно.
Во-первых, при запуске Windows RAM-диск может инициализироваться позже того момента, когда системе понадобится файл подкачки. Из-за этого может случиться что угодно — от BSOD до спонтанных подтормаживаний системы (столкнулся с перечисленным, когда проверял эту идею).
Во-вторых, размер такого файла подкачки будет небольшой — память-то не резиновая. Возникает патовая ситуация — либо провоцирование нехватки ОЗУ при большом файле подкачки в памяти и вылеты программ из-за этого, либо вылеты программ при нехватке места в маленьком файле подкачки. Золотой середины нет, т.к. компьютер может выполнять совершенно разные задачи.
В-третьих, и это самое главное — это просто глупо, потому что своп нужен для расширения виртуальной памяти за счёт жёсткого диска или SSD. Если эта память есть, зачем откусывать от неё кусок для диска с пейджфайлом, если можно использовать по прямому назначению?
Очистка файла подкачки
В файле подкачки pagefile.sys может храниться разнообразная информация конфиденциального характера — например, картинки из недавно открытых в браузере страниц. Это нормальный процесс, обусловленный особенностями работы программ в Windows. При желании можно включить очистку файла подкачки при выключении компьютера. Однако производительности этот твик никоим образом не прибавит, наоборот — серьезно замедлит выключение и перезагрузку компьютера.
Если вы не работаете с конфиденциальными данными, не включайте очистку pagefile.sys.
Доступность более 4 Гб оперативной памяти в Windows
Интернет буквально завален рассуждениями пользователей о том, почему в битной Windows доступно 3,5 Гб оперативно памяти вместо, например, установленных 4 Гб. Было придумано множество теорий, мифов и легенд. Например, считают, что это ограничение, сделанное Microsoft, которое можно снять. Это отчасти правда — принудительное ограничение действительно есть. Только снять его корректно нельзя. Это обусловлено тем, что в 32-разрядных системах драйвера и программы могут нестабильно работать при использовании системой больше четырех гигабайт оперативной памяти. Для 64-битных Windows драйвера тщательнее тестируют, вышеупомянутого ограничения там нет.
[ig_notice style=»notice»]В 32-битной Windows доступно только 4 Гб оперативной памяти, в 64-битной такого ограничения нет и доступно гораздо больше оперативной памяти — до 192 Гб.[/ig_notice]
Но не все так просто. Windows 7 Начальная (Starter) (и ее аналог у Vista) не видит больше 2 Гб оперативной памяти. Это тоже ограничение, только не по причине нестабильно работающего софта. Дело в том, что Windows 7 Начальная распространяется исключительно на маломощных нетбуках, по факту практически бесплатно, поэтому необходимо было дистанцировать ее от более дорогих изданий: Домашней базовой, Домашней Расширенной, Максимальной и т.д. Часть ограничений Windows 7 Starter можно снять, но только не ограничение на два гигабайта оперативной памяти.
Что касается остальных 32-битных изданий Windows XP, Vista, 7 и Windows 8/10: на практике пользователю доступно еще меньше — 3,5 Гб. Все дело в том, что драйвера тоже имеют свои адреса, которые лишают программы Windows доступа к части памяти в 512 мегабайт. Существует патч, позволяющий «задвинуть» такие адреса за пределы четырех гигабайт, чтобы система стала использовать все 4 Гб оперативной памяти, но это практически не имеет смысла:
- Как я писал выше, драйвера и программы не смогут корректно работать после такого патча, так что система может начать зависать, выдавать ошибки, т.е. вести себя непредсказуемо.
- Даже если в компьютере будет установлено плат оперативки на 8, 16, 32 Гб или больше — это никак не поможет их задействовать в 32-битном режиме операционной системы.
Какой смысл от доступности дополнительных 512 Мб оперативной памяти, если система станет нестабильной? Может, стоит поступить проще и наконец-то поставить 64-битную Windows?
То, что «видно» 4 Гб оперативной памяти, не значит, что ее можно эффективно использовать. Проблема в том, что 32-битная Windows не может грамотно выделить процессу (программе) более двух гигабайт физической оперативной памяти. Об этом многие забывают, и зря. Неважно, сколько оперативной памяти в компьютере, если программе нельзя дать больше 2 Гб ОЗУ. Пример: если пользователь работает в 32-битной Windows с Photoshop на компьютере с 4 Гб оперативной памяти, графический редактор сможет задействовать всего лишь два гигабайта максимум, остальные данные скинет в файл подкачки и будет тормозить. С играми то же самое.
На самом деле, только в 64-битной операционной системе программы могут задействовать весь потенциал оперативной памяти объемом больше двух гигабайт. И то не все, а только рассчитанные на использование больше 2 Гб ОЗУ. Ситуацию опять-таки можно исправить с помощью соответствующих патчей в 32-битной Windows, но это работает далеко не со всеми программами. Повторюсь: только 64-битная Windows и 64-битные программы, запущенные в ней — единственный выход задействовать весь потенциал большого объема ОЗУ.
Между тем, с серверными версиями Windows ситуация иная: там доступны гораздо большие объемы оперативной памяти даже в 32-битных версиях ОС. Почему так происходит, рассказано в статье Преодолевая границы Windows: физическая память от Марка Руссиновича.
Также есть моя заметка Какую выбрать систему — 32 бит или 64? в статье про установку Windows 7 для новичков.
Мифы: 64-битная Windows 7/8/10 потребляет много памяти, ей нужно 4 Гб оперативной памяти, и вообще она прожорливый монстр
Как говорится, «у страха глаза велики». На самом деле разница между Windows обеих разрядностей не так существенна, как кажется. Например, 64-битная Windows 7 может работать даже на компьютере с 256 Мб ОЗУ, хотя тормозить будет нещадно (как и 32-битная версия):
Чтобы показать разницу в требованиях к оперативной памяти 32-битной и 64-битной Windows, я установил Windows 7 обеих разрядностей:
Обе Windows были установлены в одинаковые виртуальные машины с 2 Гб ОЗУ в каждой. Из программ установлены только VMWare Tools (использовалась пробная версия виртуальной машины VMWare). В 32-битной Windows 7 было выделено 606 Мб, в 64-битной — 766. Выделенная память — это вообще вся занятая программами и системой виртуальная память (в ОЗУ и файле подкачки). Занятой оперативной памяти будет меньше, в зависимости от запущенных программ.
У вас на свежеустановленной системе могут быть несколько другие значения, потому что системы могут быть разных изданий, с разными драйверами и т.п. Но итог всегда примерно одинаков:
[ig_notice style=»notice»]64-битная Windows 7 (и 8) занимает всего лишь примерно на сотню-другую мегабайт больше оперативной памяти, чем 32-битная версия.[/ig_notice]
Если обратиться к официальной странице с системными требованиями Windows 7 и Windows 8, то можно увидеть, что для 32-битной Windows 7/8 требуется компьютер с 1 Гб оперативной памяти, а для 64-битной — 2 Гб минимум. Действительно, если использовать 64-битную Windows 7/8 на компьютере с 1 Гб ОЗУ, свободной памяти останется мало, что снизит производительность компьютера из-за явной нехватки оперативной памяти. В масштабах двух гигабайт потеря 0,15 гигабайта уже будет малозаметна, зато начнут проявляться преимущества 64-битной системы и 64-битных программ.
Вывод: устанавливать 32-битную Windows 7/8/10 есть какой-то смысл только на компьютере с ОЗУ меньшим, чем 2 Гб, и то — сейчас этого объёма ОЗУ недостаточно, поэтому выбор разрядности не будет основной проблемой. На компьютере с количеством оперативной памяти более 2 Гб (или равном) ничего не мешает установке 64-битной Windows 7/8/10.
О преимуществах 64-битной версии Windows 7/8/10 рассказано выше, так что рекомендую поскорее переходить на нее. Точнее — на Windows 10, потому что у старших ОС окончание срока поддержки не за горами, они скоро перестанут получать обновления и будут более уязвимы для вредоносных программ.
Увеличение оперативной памяти с помощью ReadyBoost
Здесь уже Microsoft сама внесла путаницу во времена выхода Висты, рассказывая на своем официальном сайте о том, что с помощью ReadyBoost можно решить проблему с нехваткой оперативной памяти по принципу «вставил флешку и расширил объем ОЗУ». На самом деле это не так. При работающей технологии ReadyBoost на флешке создается специальный файл, куда копируются наиболее часто используемые файлы. Благодаря этому некоторые программы запускаются быстрее, что частично устраняет проблему «подвисаний» компьютера, но, к сожалению, не повышает производительность системы в целом и тем более не увеличивает объем оперативной памяти. ReadyBoost позволяет частично решить проблемы, связанные с чтением медленного жесткого диска, и только.
Подробнее об ReadyBoost можно почитать здесь.
Ещё немного о файле подкачки
Судя по комментариям, этот момент понимают не все: файл подкачки — не оперативная память. Даже на SSD. Даже на SSD, который быстрый NVMe — без разницы.
Цель существования pagefile.sys — не дать закрыться программам, которым не хватает физической оперативной памяти. Это — единственная задача, которую решает данный «механизм». Изменение размера файла подкачки влияет на то, при нехватке какого объёма ОЗУ запущенный софт начнёт закрываться. Это как аварийный водосброс, не позволяющий дамбе прорваться.
Производительность ПК изменением размера swap-файла вы не повысите. Вот вообще никак. Если у вас не хватает ОЗУ — добавляйте её. Если добавить невозможно — меняйте компьютер. Размер файла подкачки в контексте увеличения производительности обсуждать бессмысленно.
Подвожу итоги
- Оптимизаторами оперативной памяти пользоваться нельзя.
- Трогать настройки памяти — тоже, даже если в программе есть множество подсказок, дающих ощущение контроля над ситуацией.
- Свободная оперативная память в Windows Vista/7/8/10 используется во благо, лучше не трогать этот функционал — все хорошо работает, улучшить практически ничего нельзя.
- Сама по себе занятость ОЗУ — не причина замедления работы ПК (она может быть занята полезным кешем). Если у вас спонтанно замедляется работа компьютера, проверьте компоненты на перегрев. Также тормоза могут случаться от большого количества запущенных программ или одной программы, которая все ресурсы «забирает» себе.
У меня SSD на 240 Гб. 3 Гб оперативной памяти (2+1). Ос 7 32 бита. Стоит ли перейти на 64бита только потому, что хочу поставить файл подкачки 3гб? Или 32 битная система будет видеть эту память ?
Рустам, можно хоть 4 гигабайта. И система будет «видеть», что доступен этот объём файла подкачки. Вот только толку никакого не будет. Файл подкачки — не ОЗУ. Вам нужно увеличить объём оперативной памяти, если хотите, чтобы компьютер заработал быстрее. Использовать 32-битную Windows 7 не имеет смысла по другой причине — её срок поддержки заканчивается меньше, чем через пару месяцев. Переходите на 64-битную Windows 10, если позволяет ПК.
Почему виртуальной памяти всегда доступно меньше, чем физической? В данный момент доступно ~600 мб физической памяти и ~180 мб виртуальной, открыто много вкладок в Chrome, и иногда система выдаёт сообщение о нехватке памяти, или некоторые программы закрываются, хотя физической памяти ещё достаточно. Установлены две планки оперативки, одна на 2 гб, другая на 1. Файл подкачки отключен, так как достали тормоза. ОС XP Professional.
Андрей, это вы так шутите? Отключили файл подкачки, открыли много вкладок и удивляетесь нехватке памяти при 3 Гб ОЗУ — ну, мне сказать нечего. Думаю, что всё-таки шутите, потому что пользоваться Windows XP в 2019 году — это как гулять под здоровенными сосульками во время оттепели. Если не перевариваете Windows 10, переходите на Ubuntu, Linux Mint, Deepin, etc… Там можно zRam задействовать, если нет возможности добавить ОЗУ, и пользоваться ПК с большим комфортом.
Но оперативной памяти достаточно!
Представьте себе! Нет денег на мощный комп. Жёсткий диск на 74 гб, системный раздел 15 гб.
Для Linux нет множества специфичных и нужных мне программ.
Андрей, было бы достаточно, не было бы проблем. Логично, нет? Воспользуйтесь бесплатной утилитой Process Explorer из комплекта Windows Sysinternals, чтобы в реальном времени наблюдать занятость ОЗУ. К сожалению, это не поможет сразу выявить процесс, который вызывает ошибку. Для этого нужно включить файл подкачки, чтобы вместо сообщения о нехватке процесс всё-таки запустился, вытеснив часть других программ. Тогда будет более понятно, в чём дело. И изучите системные журналы Windows — возможно, ошибка зафиксирована там.
У меня поверх всех окон висит OSD-панель AIDA64 и на ней всегда видно, сколько физической и виртуальной памяти свободно.
И именно когда виртуальной памяти становится меньше ~50 мб, (физической при этом всегда как минимум 300 мб), программы начинают закрываться.
Андрей, я вам указал на то, что 3 Гб ОЗУ, да ещё без файла подкачки — неподходящие условия для стабильной работы программ. Указал на утилиту, которая позволит увидеть, какой софтине не хватает тех условий, что вы создали. И она же способна показать достоверную ситуацию с виртуальной/физической памятью.
Но вы по-прежнему игнорируете меня, не допуская мысли, что программам может понадобиться в какой-то момент не 50 или 300, а сразу 400, 500 или гигабайт ОЗУ, которых, конечно, не окажется в наличии из-за того, что вы отключили файл подкачки.
Если так и дальше пойдёт, то дальнейший диалог считаю бессмысленным.
Я вот не пойму, человек пишет, что отключил файл подкачки и у него при этом всё равно есть какая-то виртуальная память. Это как?
Виртуальная память — это (если сильно упрощать) оперативная память и файл подкачки вместе. От того, что файла подкачки нет, виртуальная память не исчезнет.
Привет! Если у меня доступной оперативной памяти 7.8 из 8 ГБ, есть смысл ставить ссд и еще памяти? На что это повлияет при работе? Работаю в Blender, 3D max и обычных офисных программах
veneraina, благодаря SSD программы будут запускаться быстрее. А вот будет ли от добавления ОЗУ быстрее рендер проектов в Blender и 3ds Max — не знаю. Это всё-таки больше от видеокарты и процессора зависит.