Glashkoff.com

Полезные советы и софт, создание и оптимизация сайтов на WordPress

Блог

Два мифа оптимизации компьютера, которые никак не умрут

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые все еще верят 1

Предисловие

Заблуждений, касающихся работы компьютера, предостаточно. Какие-то очень популярны, какие-то широко известны в узком кругу. Я выбрал парочку особо живучих, поддерживаемых верой тех, кто любит заниматься оптимизацией компьютера. Их опровержение не требует долгих объяснений нюансов работы операционной системы, программ и процессора. Достаточно использовать логику.

Прежде чем приступлю к описанию мифов, напишу несколько тезисов, на которые буду опираться в дальнейшем. Если вы не согласны со мной — подумайте дважды, почему. Может быть, мы с вами живём в параллельных вселенных?

Итак, вот тезисы, которые для меня являются истиной, подкреплённой фактами и знаниями. Надеюсь, после внимательного прочтения вы поймёте, к чему я веду.

1.Операционная система (ОС) — посредник между «железом» компьютера и программами (играми в том числе). В данном случае речь о Windows. Именно ОС и запущенные драйвера рисуют на экране картинку, обеспечивают запуск программ и позволяют запущенному софту использовать ресурсы компьютера: процессор, оперативную память, видеокарту, сеть и тому подобное. Фактически Windows состоит из ядра — небольшой, но сложной программки, которая регулирует приоритеты выдачи ресурсов, отвечает за изоляцию программ и делает много чего ещё, связанного с функционированием софта, запущенных драйверов, которые взаимодействуют с железом компьютера посредством функций ядра и собственно изолированной от железа части, где и крутятся наши игры, браузеры и прочее. Кто хочет узнать подробнее, может почитать статью на Википедии «Архитектура Windows NT», но это не обязательно. Главное знать, что система — посредник между физической частью ПК и теми программами, с которыми обычно работаем мы, люди.

2. Возможности операционной системы определяют возможности софта. У прикладных программ и игр, которые мы видим на экране, нет прямого доступа к железу компьютера, они всегда работают через посредника — ОС. Если Windows (и установленные в неё драйвера) чего-то не умеют, то программы до этого «чего-то» не доберутся. Например, для звуковой карты моего старого ноутбука есть несколько версий драйверов. Так получилось, что в одном драйвере можно регулировать усиление звука микрофона, а в другом такой регулировки нет, зато можно включить улучшение звука технологией Dolby Surround. Поэтому, если я хочу послушать музыку, мне приходится ставить драйвер с Dolby Surround. Когда записываю видеоурок, ставлю другой, где микрофон работает гораздо лучше. Увы, ни одна программа не может обойти эти ограничения и дать доступ ко всему сразу, потому что нет драйвера, где есть обе упомянутые функции. Это правило соблюдается всегда. У игр нет прямого доступа к железу, только через посредника. Например, графика часто создаётся с помощью команд DirectX, но в контексте данной статьи это не важно.

3. Создатели операционных систем никогда не стремятся намеренно ограничивать производительность компьютера. Иначе будет а-та-та и много исков. Например, Apple наказали штрафом на 5 000 000 евро, когда выяснилось, что ОС старых моделей айфонов снижает производительность со временем. И ещё на 5 миллионов евро за то, что функция замедления работала тайно, без уведомления владельцев устройств. То есть нужно понимать, что если бы в Windows была какая-то функция, без явного уведомления пользователей как-то снижающая скорость вычислений ЦП, отключающая ядра процессора или ограничивающая возможности железа, то об этом бы писали во всех технических (и не только) СМИ. Были бы иски и репутационные потери. Но этого нет и не будет, потому что семейство Windows исследовано вдоль и поперёк, там не осталось спорных моментов.

Надеюсь, вы прочли написанное выше. Мифы оптимизации компьютера, связанные с отключением и включением ядер, о которых я расскажу ниже, как раз построены на неверии в правдивость этих тезисов. Почему-то многие верят в то, что Microsoft не даёт «раскрыться» компьютеру без ковыряния в настройках.

Оптимизация ядер и памяти с помощью MSConfig

Совет изменения настроек в системной утилите MSConfig основан на допущении, что Windows при загрузке не использует все ядра процессора и мегабайты оперативной памяти. Якобы нужно указать их нужное количество с помощью «секретной» настройки, чтобы компьютер быстрее включался и всё быстрее работало.

До «секретной» опции можно добраться так: Пуск — Выполнить (в Windows 10 используйте поле поиска вместо Выполнить) — msconfig — OK.

Запустится программа Конфигурация системы (msconfig.exe). Вкладка Загрузка:

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые верят

Нужно нажать Дополнительные параметры, чтобы открыть параметры загрузки Windows и там будут вожделенные «суперсекретные» опции:

Сейчас ничего не настроено

Сейчас ничего не настроено

Пока очумелые ручки не добрались до настроек, здесь ничего указано не будет, галочки проставлены не будут. С чего бы разработчикам Windows ограничивать производительность системы?

Но люди, не использующие критическое мышление, думают иначе: раз изначально галка не стоит, значит, ограничение включено. Якобы отсутствие галочек не даёт операционной системе узнать, сколько ядер у процессора и сколько оперативной памяти установлено. И якобы нужно указать вручную:

На компьютере восьмиядерный процессор и 8 Гб оперативной памяти

На компьютере восьмиядерный процессор и 8 Гб оперативной памяти

И после перезагрузки компьютер начнет использовать все ресурсы. Это противоречит третьему тезису о том, что Microsoft не ограничивает производительность изначально.

Вариантов у этого совета несколько. Я прошёлся по сайтам, посвящённым оптимизации Windows, выбрав парочку. Например, некий Юрий считает, что по умолчанию установлена загрузка с одного ядра:

Где автор мог узнать, что "по умолчанию загрузка с одного ядра"?

Где автор мог узнать, что «по умолчанию загрузка с одного ядра»?

Другие вспоминают про оперативную память. «Блог мастера ПК» утверждает, что с ней та же беда.

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые верят 3

Начало совета

Я обрезал часть текста, чтобы не было длинного скриншота. Вот что автор советует дальше:

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые верят 4

Он советует указать не только количество ядер, но и размер памяти. А в конце говорит, что можно снять галочку.

Стоп. Где логика? Устанавливается опция, после отключается, как такая манипуляция может на что-то влиять в принципе?

Джеки Чан офигевает

Откуда миф? Полагаю, дело не только в незнании матчасти советчиков и отсутствии логического мышления, но и неоднозначной официальной справке по MSConfig. В статье MSConfig the System Configuration Tool на официальном сайте Microsoft описание опций действительно оставляет место домыслам, если не знать контекста:

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые верят 5

Перевод: «Если вы нажмете на Advanced Options (в любой ОС), вы можете установить такие параметры, как количество процессоров, выделенных для операционной системы при загрузке, или максимальный объем оперативной памяти. (Как правило, обычно не отмечено)».

Текст официальной инструкции по использованию MSConfig не противоречит мифу: действительно можно указать, сколько процессоров и оперативной памяти использовать при загрузке. Вот только предназначены эти опции не для повышения производительности, а для ограничения в целях тестирования.

На самом деле Windows всегда использует все процессоры и ядра процессоров и всю оперативную память. Никто не думал ограничивать систему, да еще во время загрузки.

Опции в msconfig нужны программистам для тестирования программ, чтобы ограничить доступные ресурсы, сымитировав медленный ПК на быстром.

Если задуматься о репутационных потерях, о штрафах и прочем, возникает понимание, что миф о настройке в MSConfig — полная чушь. В каком бреду можно утверждать,  что Windows не задействует все возможные ресурсы при загрузке компьютера? Ведь в интересах разработчиков Windows сделать так, чтобы компьютер включался как можно быстрее без шаманств в настройках. Вводить ограничения глупо.

Некоторые «гении» пытаются доказать, что опция «Число процессоров» ускоряет компьютер, потому что при значении 1 игры начинают тормозить. Логики в этом аргументе нет. При включенном лимите на одно ядро производительность действительно снижается (особенно это заметно в играх), но по умолчанию ограничения выключены и программы вольны использовать все ядра, как им вздумается. То есть опции в MSConfig работают так, как задумано — позволяют при желании пользователя ограничивать ресурсы ПК.

К счастью, данный совет о настройках в MSConfig безвреден. Установка максимальных значений никак не влияет на работу компьютера, ведь результат тот же, что и при выключенных опциях.

Для самых непонятливых: просто снимите галочки.

Здесь галочек быть не должно

Не имеет никакого значения, что там в полях — одно ядро или миллион. Не важно, что там в поле «Максимум памяти». Во что вы играете, насколько старое у вас железо — тоже не имеет никакого значения. Просто снимите все галки, нажмите ОК и живите спокойно дальше. Нет никаких тайных настроек в MSConfig для «разблокирования» процессорных ядер и памяти.

Заставить игру использовать все ядра процессора

Второй миф объяснить сложнее. Дело в том, что программы работают совсем не так, как представляется пользователям ПК. А где много невежества, там много эффекта Даннинга — Крюгера и, конечно, мифов.

Недовольные скоростью запуска программ, частотой смены кадров в играх, люди любят смотреть потребление ресурсов ЦП в Диспетчере задач и заниматься бессмысленными попытками что-то оптимизировать. К примеру, пытаются регулировать параметры вроде предыдущей настройки, чтобы их любимая программа загружала на 100% все ядра процессора.

Проблема в том, что многие манипуляции, популярные благодаря магическому мышлению, на деле в лучшем случае бесполезны. Это сродни использованию чехлов для телефонов, защищающих тело от «вредной» радиации. Знающие физику люди только покрутят пальцем у виска, в то время как остальные скупают чехлы пачками и рекомендуют знакомым поступать так же.

Но вернёмся к работе программ на многоядерных процессорах. На границе знания и незнания возникла «гениальная» идея использовать программу CPU Control для назначения играм всех ядер.

Совет начал встречаться более десяти лет назад. Например, при обсуждении игры Gothic 3, которая любила тормозить на любом, даже самом мощном ПК:

У людей тормозит третья Готика. Что делать? Заниматься шаманством!

У людей тормозит третья Готика. Что делать? Заниматься шаманством!

На скриншоте выше пользователь s063r посчитал, что игра не задействует второе ядро процессора. Товарищ Shifroval посоветовал использовать программу CPU Control.

Что же это за чудо-зверь такой, который залезает в программный код и заставляет программу изменить логику своей работы? CPU Control — это примитивная утилита для назначения процессу одного или нескольких ядер процессора:

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые верят 10

К сожалению, разработчики этой софтины поступили глупо, сделав так, что при запуске все запущенные программы автоматически «назначаются» на первое ядро процессора (включается некий режим «Manual»). Обратите внимание на столбец «CPU» при запуске CPU Control:

Два глупых мифа оптимизации компьютера, в которые все еще верят

Единица и три нуля означают, что программе назначено только первое по счету ядро процессора (четырёхъядерного, по мнению CPU Control). И это происходит после запуска самой утилитой. То, что до запуска ситуация была иной, с помощью CPU Control увидеть нельзя. Можно, конечно, до всех манипуляций глянуть назначения процессов на ядра в Диспетчере задач, но кто в наше время мыслит критически и проверяет работу программ родными утилитами Windows?

То есть получается нехорошая ситуация: человек запускает CPU Control и видит — о ужас — все программы назначены только на одно ядро!

Ложный совет звучит так: программы работают только на одном ядре, в чем можно убедиться, запустив CPU Control. И там можно назначить программе использование всех ядер процессора.

Но это абсолютно неверное утверждение легко опровергнуть. Если до запуска утилиты CPU Control запустить Диспетчер задач и на вкладке «Подробности» нажать по любому процессу правой кнопкой мыши и выбрать пункт «Задать сходство», то становится понятно, что изначально программам всегда доступны все ядра:

В Диспетчере задач Windows видно, что по умолчанию программам назначены все ядра

В Диспетчере задач Windows видно, что по умолчанию программам назначены все ядра

На самом деле до запуска CPU Control ограничений на одно ядро не было. Это сама утилита при запуске назначает всем программам первое по счёту ядро. Назначение через CPU Control на все ядра возвращает настройку по умолчанию. Только и всего.

Если задействовать критическое мышление, возникнут вопросы:

  1. А почему Windows так сама не делает? Одноядерные процессоры днём с огнём уже не сыщешь, даже в офисных ПК минимум двухъядерники стоят. Почему какая-то утилита якобы может запустить программу на всех ядрах, а Windows спустя десятки лет развития — нет?
  2. Как вообще посторонней утилите удаётся что-то там регулировать внутри программ, якобы распределяя потоки по всем ядрам?

Ответ прост: CPU Control не делает того, что ей приписывают. Более того, на умение софта «задействовать» все ядра процессора нельзя повлиять извне. Это, в общем-то, внутреннее дело программ — в зависимости от алгоритмов некоторые задачи могут выполняться параллельно на нескольких ядрах, а могут только на одном. Даже слово «назначить» тут не совсем верное — правильнее употреблять «ограничить».

Без переписывания исходного кода программ как-то повлиять на то, сколько и как ядра ЦП будут «задействоваться», невозможно. Ограничить или дать потенциальную возможность — да, можно. А «задействовать», если изначально программа этого не умеет — нет, никак. Это как если бы человеку, который привык считать на калькуляторе, подсунули второй и сказали: считай на двух! Это бы ускорило его работу? Нет, конечно.

 

Задачу, которая предназначается для одного потока, нельзя запараллелить влиянием извне. Нужно менять саму задачу, применять другие алгоритмы. Это касается не только компьютеров, а вообще всех сфер деятельности — от производственных процессов до офисной работы.

Однако в интернете и в комментариях под этим текстом люди на полном серьёзе убеждают, что утилита помогает, что игры начинают работать быстрее. Неправы ли они? Не совсем!

Миф очень живуч, потому что иногда переназначение софта на разные ядра делает компьютер отзывчивее. Происходит в ситуации, когда в системе запущен процесс, сильно нагружающий процессор, о которой юзер из-за неумения пользоваться системным Монитором ресурсов не знает. Это может быть какой-нибудь скрытый вирус-майнер или вкладка браузера с большим количеством тяжёлых элементов на странице (видео, онлайн-игр, рекламы). Тогда назначение только на одно ядро ограничивает доступные зловреду ресурсы и дает возможность остальным ядрам процессора работать на благо игры, ведь пользователь назначит ей все ядра. Но это лечение симптома, не решение проблемы.

Как нужно настраивать на самом деле?

  • Займитесь нормальной оптимизацией Windows.
  • Смотрите через Диспетчер задач и системный Монитор ресурсов, что именно нагружает ЦП (или через стороннюю утилиту типа Process Explorer, потому что майнеры любят закрываться при запуске Диспетчера, скрывая таким образом своё негативное влияние).
  • Сделайте апгрейд: поставьте SSD вместо жёсткого диска, установите процессор и видеокарту побыстрее, добавьте оперативной памяти.

Тогда получите что хотели: увеличение производительности ПК.

Кстати, CPU Control на восьмиядерных системах видит только четыре ядра. Ждём советы по включению пропавших ядер?

57 комментариев

  1. Dablas

    Дмитрий, а вот отключение индексации файлов и отключение очистки буфера кэша записей Windows на жестких дисках, как методы оптимизации — тоже миф или нет? Просто мнения везде разные, хочется узнать именно ваше, как человека который в этом действительно разбирается.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Спасибо за доверие. Отвечу по порядку:
      1. Отключение индексации. Если часто работаете с текстовыми документами на слабом ПК (нетбуке и дешевом Windows-планшете), то отключение индексации ощутимо ускорит сохранение файлов. Зато встроенный в Windows поиск становится, мягко говоря, медленным. Сомневаюсь, что на современных ПК отключение индексации чему-то поможет.
      2. Отключение очистки буфера кэша записей. Мой опыт говорит, что если разрешить эту опцию (т.е. отключить очистку), то всё, что вы себе сделаете — проблемы, когда что-то пойдет не так. Зависнет компьютер или выключится электричество — и вот уже на жестком диске повреждена файловая система. Может быть, у кого-то опция поможет избавиться от тормозов при сохранении множества мелких файлов, но это очень специфичная ситуация.
      Обычно люди хотят, чтобы после оптимизации игры выдавали больше fps. «Оптимизации» выше этого не дадут однозначно.

      Ответить

      • Dablas

        Дмитрий, огромное вам спасибо за оперативный и грамотный ответ. Ну у меня современный, достаточно мощный ноутбук, значит эти методы оптимизации тоже отправим в топку. Сэкономлю свое время и нервы )))

        Ответить

      • Rezec

        Интересно посмотреть на того мамонта, который использует поиск виндовс.

        Ответить

      • Дмитрий Глашков

        Rezec, когда это функция поиска успела устареть? Это ведь удобно: нажал кнопку Win на клавиатуре, ввёл несколько букв из названия требуемого файла или программы и вот он — в списке найденных.

        Ответить

      • Александр

        Да очень часто. Тысячи маленьких файлов doc pptx, разве запомнишь где они находятся. А так раз.. и готово.

        Ответить

  2. Ден

    Наконец-то кто-то об этом написал! УРА! Эти мифы реально достали.

    Ответить

  3. Сергей

    Миф или нет, я не знаю и спорить нехочу, но поставил CPU Control и ФПС в игре вырос на 40% примерно!

    Ответить

  4. Сергей

    Кстати CPU Control, это единственная программа, которая мне помогла поднять ФПС в игре програмно, но на другом компе у друга она не дала ничего! Видимо зависит от конкретного железа. Это то, что я увидел на практике и спорить мне не охота. Пробуйте если хотите!

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Цитирую специально для вас:

      Миф очень живуч, потому что иногда он помогает: если запущенный софт сильно нагружает процессор (чаще всего это вирусы), назначение только на одно ядро ограничивает доступные зловреду ресурсы и дает возможность остальным ядрам процессора работать на благо игры.

      Ответить

      • andrey

        Дмитрий, а как тогда найти софтину которая тормозит? Из статьи и ответа я так понимаю никак?

        Ответить

      • Дмитрий Глашков

        andrey, почему вы так решили? Можно найти легко, глянув вкладку «Подробности» в Диспетчере задач или изучив нагрузку в системном «Мониторе ресурсов». Но людям проще шаманить с программами, принцип работы которых не понимают.

        Ответить

  5. Леонид Терентьевич

    Спасибо! «Намотал на ус».

    Ответить

  6. Aba

    После переустановки винды.
    Было одно ядро включено,всё лагало.
    Только потом узнал о том, что через msconfig можно включить все. Поставил — комп начал летать.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Почему изначально было включено ограничение? Уж не пиратскую ли сборку ставили?

      Ответить

  7. Max

    Именно «мифическая метода» принудительного указания на использование всех 4-х потоков избавила меня от фризов в процессорозависимых играх (и определённых местах, где нужно просчитывать много физики), где фризы были как раз в моменты, когда проц загружался на 100% и «не поспевал» (2 физических ядра). Я говорю о Новиграде в Ведьмаке 3 и ГТА 5. Вот и думайте.

    Ответить

  8. Мишутка

    Написано разумно, доказательства тоже приведены + все о чем вы говорите интуитивно понятно: зачем системе ограничивать работу железа? Спасибо за статью :)

    Ответить

    • Sergey

      Затем же, зачем Яблоко с помощью новых версий ОС обрезало производительность старых айфонов, якобы для того, чтоб они дольше батарею держали. Так же как и многие производители драйверов железа, сознательно забивают на оптимизацию производительности старого железа под новые игры/софт..что бы люди покупали новое-более мощное железо. Я не буду спорить на тему, помогает или нет cpu control, да и сам им не пользуюсь, да и доводы дмитрия вроде бы логичны, но тогда возникает вопрос, а накой разработчики пишут, различные программы для оптимизации нагрузки на ядра и прочее, им что заняться по вашему нечем?

      Ответить

      • Дмитрий Глашков

        Вы не представляете, сколько софта написано без всякой цели или ради наживы на незнающих пользователях…

        Ответить

  9. Ирина

    Здравствуйте, Дмитрий. Вот что пишет программист нашей фирмы нашему директору: «У Вас стоит 16-ядерный процессор, сейчас используется 1-2 ядра, поэтому все висит, надо настроить нагрузку распределить» (пунктуацию сохранила). Я не разбираюсь в этом, но такое может быть или это набор слов и бред?
    Спасибо за ответ.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Без контекста невозможно понять, что он имел в виду. Могу лишь сказать, что ему нужно учиться точнее выражать свои мысли.

      Ответить

  10. Олег

    Здравствуйте подскажите пожалуйста почему программа CPU control на моем процессоре i7 4790k видит 4процессора и 4потока хотя производитель указывает на 8поточную функцию.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Олег, потому что эта программа недоработанная («не в курсе» существования более чем 4 ядер). Не пользуйтесь ею.

      Ответить

      • Олег

        Ну и в диспетчер задач виндовс 10 тоже пишет 4 потока? А какой пользоваться программой?

        Ответить

      • Дмитрий Глашков

        Включите HyperThreading в BIOS, чтобы в Диспетчере задач увидеть восемь потоков. Правда, так как ядер у процессора всего четыре, это будут, скажем так, не совсем настоящие восемь потоков.

        Ответить

      • Олег

        Я так понимаю лучше без функции HT будет производительнее?

        Ответить

      • Дмитрий Глашков

        Не могу ответить ни «да», ни «нет». Всё зависит от того, какими программами пользуетесь или в какие игры играете.

        Ответить

    • Александр

      Отключена многопоточность в биосе

      Ответить

  11. Иван

    Молодец, Дмитрий. Избавляешь чайников от глупых необдуманных поступков. Годная статья и доходчивые ответы.

    Ответить

  12. Михаил

    Если что эта программа(cpu control) очень полезна для многоядерных процессоров, так как принудительно задействует все потоки, что благотворно сказывается на фпс и фрейм тайме.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      За потоки отвечает планировщик в ядре системы. Как программа, не знающая о существовании более чем четырёх ядер, может вмешиваться во внутреннюю работу системного ядра и сторонних программ? И почему тогда это не реализовано в системном планировщике?

      Ответить

  13. Руслан

    Вроде все логично в статье ,но .Раньше всегда ставил через msconfig все ядра с памятью,проблем не было во всяком случае от этих манипуляций.Сча другой проц стоит,играю часто в Скайрим с более чем 240 модами,то есть понимаете,какая колоссальная нагрузка.Играл некоторое время без установок всех ядер,игралось вроде как нормально,без фризов и проблем,особой надобности не было шаманить,а сегодня решил все таки по старинке выставить через msconfig все ядра и память и как только зашел в игру сразу же заметил «полет» игрули,совершенно другое поведение,отклик в нагруженных скриптами локациях молниеносный ,даже цвета стали несколько ярче и контрастнее,картинка стала красивее,хотя казалось бы причем тут ядра проца,ведь за это отвечает видеокарта в большей степени.Так что такой вот гладиолус…Я советую выставлять все ядра при загрузке винды,как это рекомендуют многие «мифологи» !

    Ответить

  14. Алексей

    Как сказал один знакомый: — Никогда не лезьте в рабочий механизм. Если все работает — нечего колдовать, вы думаете что инженеры, которые придумали Windows глупее вас)). И еще одна пословица: Лучшее — враг хорошего.
    Тоже раньше ставил всякие оптимизаторы, чистильщики и т.п. Потом понял, что все это полный бред и ни к чему хорошему как правило не приводит.
    12 лет профессионально занимаюсь компьютерами, хожу по людям и все такое.

    Ответить

  15. Айаал

    Здравствуйте, после сегодняшнего провала со стандартной «оптимизацией» поискав в интернете, столкнулся с вашей статьей и полностью согласился с вами.
    И доверившись вам спрошу про файлы подкачки, какой размер ставить если ОЗУ 12Gb DDR4? Также слишком много тем про эту тему с разными выводами: начиная от 4gb до 20Gb.

    Ответить

  16. Никита

    Изменил кол-во юзаемых ядер в msconfig. Поставил 4 (при возможных 6) и комп начал в раз 50 медленнее работать. Что делать?

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Никита, снимите галку с пункта «Число процессоров» и живите счастливо дальше.

      Ответить

  17. Михаил

    Здравствуйте, Дмитрий! Хотел покопаться в msconfig, но прочитав нашу статью отказался от этой затеи. Однако у меня возник вопрос касательно оперативной памяти. В msconfig и диспетчере задач максимальный объем ОЗУ отображается в размере 10239 МБ (установлено четыре платы: три по 2 ГБ и одна на 4 ГБ), но всё в том же диспетчере задач доступный объем составляет чуть более 8600 МБ. Выходит, что почти 2 ГБ вообще не используются? В чем причина? Материнская плата поддерживает объем ОЗУ до 16 ГБ.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Михаил, в Диспетчере задач индикаторы не информативные и в их показаниях люди зачастую путаются. Откройте Монитор ресурсов (ссылка на него есть в самом Диспетчере задач) и гляньте вкладку «Память», там более наглядно показано на разноцветной полоске, как используется ОЗУ.

      Ответить

  18. Сашок

    Сpu control может помочь запустить все ядра на один процесс тем самым лаги уменьшаются и фпс стает больше, на ноутбуках заходило на ура, но есть одно «НО» как и говорил автор статьи — cpu control запускает все процессы на одном ядре автоматически, но вы сами можете выставить на каком либо на каких ядрах работать процессору! Ещё можно автоматизировать запуск программ и игрушек на определённых ядрах, только в программе нужно выставить Автозапуск при вкючении компуктера! Тестите ; )

    Ответить

  19. Alex

    на счёт cpu control, она и правду делает лучше, пример assasins creed 2 игра 10 года, юзает 1.5 потока, после использования cpu control, загрузка по потокам равномерная на все 4, и да заметил ещё, в новых версиях, что в 10 что в 7, винда стала лучше параллелить игры, даже старые, года 10-11, ещё заметил в игре dayz 0.62 патч виндовс 10 1609 юзала 1.5 потока, в 1809 загрузка равномерная на все 4, в том то и дело, что всё это время причина была в винде.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Alex, что такое, по-вашему, «1.5 потока»? Насколько заметна разница в fps в перечисленных условиях?

      Ответить

      • Илья

        Очень импонируют люди, которые пользуются своим мозгом и аргументированно выражают своё мнение. Я не чайник конечно в компах, но статья очень достойная… Спасибо Вам, Дмитрий, за труд.

        Ответить

  20. орхан

    дмитрий здравствуйте. скажите пожалуйста играю в дота 2 постоянно…тоже наслышан про эти активации всех процессоров и так далее…то есть у меня 8 ядер стоит…захожу в этот конфиг и галачки все сняты…везде стоит по 0, то есть так и оставить все да? нет смысла переключать на все 8 ядер?

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      орхан, да, оставьте как есть. Об этом и речь в статье. У вас все 8 ядер работают.

      Ответить

  21. Алексей

    Здравствуйте Дмитрий. Тема такая. у меня комп AMD ATHLON CORE 2 , 2 ядра, 5 Гг памяти, видеокарта NVideo GeForce GTX 550 Ti. ну проверил через msconfig настройки, там почему-то 1 ядро и всего 1024 памяти. через Биос настраивать надо или вообще никуда не лазить? играю в игры Сталкер и Америкен трак симулятор, в настройках игры выставлено на среднее или на минимальное, так как есть дерганье и подвисание. Более мощные игры не ставлю, понимаю, что не потянет. установлена Виндовс 7 64 бит. нужно что-то менять в настройках или ничего не трогать?

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Алексей, не имеет никакого значения, какой у вас ПК и во что вы играете. Просто снимите галочки в MSConfig и всё. Об этом и рассказывает моя заметка.

      Ответить

  22. Zaur

    спасибо то что напомнили про галочку в msconfig, просто галочку убрал и всё заработало, ато у меня в диспетчере задач работало 1 ядро из 8 я думал почему 100 цп, сейчас вроде норм автоматический 4 ядра работают, сутки сидел голову ломал, видосы смотрел, по скачивал программы разные аида64, process Explorer и т.д и тп, а про неё забыл, про эту галочку =) кажись мелочь вроде. но когда лазаешь в настройках по видосу, настраиваешь, хочешь поднять фпс свой, а потом выходит вот такая вот хрень, что иза того что во многих видосах забывают маленькие детали, или не всё договаривают. Сутки сидел думал как убрать 100 цп так что благодорю за подсказку, или просто надо было выспаться вообщем всё ровно благодарочка этому сайту )

    Ответить

  23. Алексей

    Здравствуйте! Спасибо за статью, полностью с вами согласен! Никогда не пользовался этими программами ввиду их бездарности) Но вот возник вопросик, помогите пожалуйста : «Игра РЕАЛЬНО использует лишь одно ядро процессора впоследствии чего игра фризит»… Ситуация такая : игра старая (2007 года), а комп даже на наше время является средним; мониторил при помощи системных программ нагрузку на ЦП, ОЗУ и видеокарту — видеокарта используется на 15-20%, ОЗУ вполне хватает (игра использует около 700мб и еще 4гб свободно), а вот нагрузка на процессор неравномерная (2-4 ядра загружены на 3-5%, а 1-ое стабильно на 100%)..
    Подскажите пожалуйста можно ли что-то сделать (или это в принципе игра может только 1 ядро использовать?)
    P.S. По всем требованиям у меня игра должна летать на ультра на Full HD, а на деле виснет местами даже на минимуме в разрешении 1024*768…
    P.P.S Заранее благодарен!

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Алексей, название игры и ЦП в ПК — секрет? А так, на основании того, что вы написали — да, ничего нельзя поделать. Если игра не умеет работать с несколькими ядрами, извне научить её этому нельзя.

      Ответить

  24. AdolfPutler

    Здравствуйте ! Я нашел обоснование, для чего копаться в msconfig ! Только сильно помидорами не бросайтесь. Собственно это и вытекает из Вашего описания. Рассказываю. Если из 4 ядер отключить 3 и оставить 1 то компьютер начинает тормозить. Вы это описали что иногда нужно тестировщикам для «превращения» быстрого компьютера в медленный. Меняли ОС на 26 машинах с Win7 на Win10. Меняли последовательно, но на 8 машине обнаружили что в msconfig после установки WIN10 появилась галочка только для одного ядра. Естественно мы отключили, но проверяли все оставшиеся 18 компьютеров. В Win7 не было в Win10 появлялась. Так что сильно не защищайте «инженеров» ms — косяков и ошибок у них не меньше, чем у других кодеров, просто их рассматривают под лупой и они всегда на виду, но эта другая тема. Напоследок все 37 билдов с версии 1508 были с этим косяком он исчез только в 1810 и чсх иногда галка появлялась иногда нет, но после 1810 перестала появляться.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Спасибо за опыт. Не против, если добавлю ваш комментарий в текст? Это отличный аргумент тем, кто считает, что галочка в MSConfig с указанием числа ядер после установки Windows — это нормально.
      P.S. Помидорами вас закидают скорее те, у кого при указании двух ядер игра Assassin’s Creed: Odyssey начинает работать в 200 fps вместо 15-ти)

      Ответить

      • AdolfPutler

        Да, пожалуйста. Только это наверно частный случай. Хотя настораживал тот факт что из 26 компьютеров было 4 вида процессоров Intel i3, i5, i7, Celeron. Теперь еще небольшое наблюдение. При использовании на 64-разрядных процессоров + 64-разрядной ОС 32-разрядных программ (а таких поверьте до сих пор большинство) максимальная загрузка ядер будет всегда 100 % / на кол-во ядер. В диспечере любых версий Win это хорошо видно. Т.е. 32-разрядный процесс запущенный при самых высоких приоритетах как правило в первом ядре максимально заберет 25 % при 4 ядрах, 12,5 % — при 8. Принудительный запуск на других ядрах также не поднимет загрузку выше этих значений. 64-битные приложения имеют возможность динамически отбирать мощность процессоров под свои нужды, но я не видел «настоящих» 64-битных приложений (видимо не везет !). Все что доводилось тестировать — это псевдо-64-битные структуры которые эмулируют 64-битную адресацию из 32-разрядных потоков с помощью «хитрых кодерских» приемов (иногда простым добавление 0). Возможно на современных играх все по другому, но к сожалению не играю и ничего не могу по этому поводу сказать (руки и голова криво заточены под игры, так и хочется код изменить для жизни/защиты/манны под 500 % ;-) ).

        Ответить

      • Дмитрий Глашков

        Советую прочесть книгу «Внутреннее устройство Microsoft Windows» М. Руссиновича и Д. Соломона, потому что вы связываете несвязуемое и делаете неверные выводы.

        Ответить

  25. Rezec

    В статье все притянуто за уши, вообще непонятно причем здесь логика и критическое мышление. Опять же почему не ограничить в ОС использование ресурсов при загрузке поумолчанию, ведь все помешаны на энергосбережении и прочей лабуде.

    Ответить

    • Дмитрий Глашков

      Rezec, чтобы Windows загружалась по полчаса? Нет, критическое мышление в данной ситуации важно, чтобы понять: упомянутые в статье настройки в MSConfig работают так, как заявлено, без всяких конспирологических теорий.

      Ответить

      • Rezec

        Длительность загрузки вин больше зависит от накопителя, на котором она установлена. А изменение количества ядер в конфигурации загрузки вообще никак не влияет на скорость. Только что замерил раза по три на одном ядре и на шестнадцати, 19сек в обоих случаях с холодного старта. А поиском я не пользуюсь с вин хр, как то он мне не понравился, он у них такой же как поисковик бинг, который находит все что угодно, но только не то, что нужно. Я быстро нахожу мышью то, что мне нужно в своих двух Тб.

        Ответить

Написать комментарий

Правила:
  • 1. Уважайте стороннее мнение. Токсичные комментарии удаляются.
  • 2. Комментарии со ссылками видны после проверки модератором.
  • 3. Обсуждение нелицензионного софта и других незаконных тем запрещено.

Тема Rowling от Anders Norén. Копирование материалов сайта разрешается только с указанием автора и активной ссылкой на источник.